Урок музыки в 8А классе - 10.10.2022

 Тема: Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека

 

Здравствуйте, ребята! Запишите тему урока

Русские народные праздники основаны на обычаях и верованиях простого народа и связаны, прежде всего, со сменой времен года и значимыми этапами труда людей. В старину люди были очень зависимы от природы и поклонялись силам природы: солнышку, теплу, дождику, ветру и т.д. Особенно поклонялись земле-кормилице, называя ее земля-матушка. Труд людей был в основном сельскохозяйственным и тоже зависел от смены времен года и погодных условий, от благоволения сил природы. Поэтому Весну-красну после зимних морозов встречали радостно, весело, с хороводами, закличками, играми, забавами. Закончив сбор урожая, устраивали Осенины с угощением, плясками и разыгрыванием трудовых сценок. Не забывали наши предки и полюбоваться стройной березкой, провожая весну и празднуя приход лета.

Основой всех народных праздников являются обряды, главное место в которых занимает музыка. На праздниках звучит вокальная и инструментальная музыка разных жанров. Она выражает чувства и мысли людей, объединяет их в песнях и танцах.

В музыке народных праздников наблюдаются многочисленные повторения коротких мелодий и ритмов: ведь так музыка легко запоминается, подхватывается всеми участниками действа. Наряду с этим от куплета к куплету, от одного проведения мелодии до другого, русская народная музыка варьируется, изменяется, развивается.

В каждый из русских народных праздников совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов и песен была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Потому календарным праздничным песням свойственно не только торжество смысла, но и определенное единство музыкального напева.

А какие праздничные песни знаете вы? И как, по вашему представлению, должна выглядеть музыкальная картина народного праздника?

. Русские люди умели работать, умели и отдыхать. Очень долго русский народ жил тремя календарями. Первый - природный, был связан со сменой времен года. Второй – языческий, дохристианский, также соотносился с природными явлениями. Третий – самый поздний календарь – христианский, православный. И с календарем, и с жизнью русского человека связаны обычаи, церковные таинства, обряды и праздники. На Руси календарь назывался Месяцеслов, в нем каждому дню соответствовали свои праздники и будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления.

Справляли праздники всегда широко, ярко. Разбивали шатры, устраивали катания на лошадях, и стар и млад, рядились медведями, цыганами, докторами, баринами и ходили от дома к дому. Ряженые повсюду за собой «водили козу» это животное считалось символом плодородия и жизненной силы, и колядовали, водили хороводы, играли в игры. Особым развлечением было ярмарочное гулянье. Какие интонации у этого произведения? А как вы думаете, это русская народная песня или современная? Правильно, это современное произведение, но написано оно в жанре русской народной песни.

Календарно-обрядовые песни разделяют на зимние – колядки, весенние – веснянки, летние – песни на Ивана Купала и осенние - песни пахоты и сева, сбора урожая.

Зимние святки были шумным и веселым праздником. Парни и девушки ходили по деревне и у каждого двора «кликали» Коляду - существо, похожее на человека, который должен был принести крестьянам обильный урожай и домашнее счастье. Послушайте колядки. Народные песни имеют простую мелодию и повторяющиеся слова, поэтому легко запоминаются и исполняются. 

Последним зимним и первым весенним праздником была Масленица. На Масленицу исполняли обряд проводов зимы, которая представлялась живым существом. Из соломы делалось чучело, которое, как и праздник, называли Масленица. Чучело наряжали, разукрашивали и под обрядовые песни возили по селу, а потом сжигали. Масленицу праздновали в течение недели, шумно, разгульно, весело. Это были проводы зимы. На Масленицу устраивались пиры с непременными блинами, которых нужно было съесть как можно больше, катанье с ледяных гор, кулачные бои, катанье на тройках. Песен на Масленицу пелось множество.

Крестьяне считали, что приход весны можно ускорить, выполнив определенные обрядовые действия. Выпекали из теста фигурки птиц. В веснянках-закличках просили весенних птиц принести из-за синего моря ключи с замками, «закрыть зиму холодную» и открыть, «отпереть лето теплое». После исполнения веснянок головки «жаворонков» натыкали на солому, покрывавшую крыши, а остальное печенье съедали.

Летние песни исполняли на Троицу и на праздник Ивана Купалы. Девушки украшали избы, ходили в лес завивать березку и плести венки: перевязывали концы деревьев кольцами, сплетали березовые верхушки с травой, пригнув березу. Венок, образованный ветвями, представлял собой магический круг. Березу завивали на несколько дней — до Троицына дня, когда шли смотреть, завял венок или нет, и в зависимости от этого предугадывали, счастливым или несчастным будет ближайший год и как сложится судьба гадающей девушки.

Урожай, заклинать который начинали еще в святочные вечера, в июне уже зрел на полях. Цвели травы. Период между Ивановым (Иван Купала) и Петровым днем был временем последних летних праздников. В празднике на Ивана Купалу участвовала вся деревня. Зазывали на праздник особыми песнями. С песнями обходили поле, на меже жгли костры. Делали чучело и сжигали его на костре, через костер перепрыгивали. Купальские песни рассказывают и о ритуальных купаниях в реке.

Крестьяне считали, что в купальскую ночь оживает вся нечистая сила и нужно стеречь домашний скот и хлеб от нее. На Ивана Купалу собирали целебные травы. Волшебно-всесильным считался папоротник, расцветающий, по легендам, раз в году именно в купальскую ночь. Тем, кто нашел цветущий папоротник, должны были открыться места кладов.

Осенние песни связаны со сбором урожая. Обряды свершали в день, когда заканчивали уборку хлеба. Трем этапам жатвы соответствуют три вида песен: зажиночные — в начале уборки урожая; собственно, жнивные — во время полевых работ, в этих песнях говорится в основном о самом труде крестьянок в поле и дожиночные (обжиночные) — поются после окончания жатвы. Окончив жатву, завивали бороду, завязывали последнюю горсть стеблей веночком и закапывали ее с хлебом и солью, чтобы сила земли не скудела. Потом торжественно шли домой, распевая песни.

Послушайте жнивную песню «Нива, моя нива, подай мою силу». Обратите внимание на характер ведения мелодии и распевы? Как вы думаете, почему они именно такие.

https://mp3iq.net/m/2629964-folklornyj-ansambl-spbgk-lolgk/13112337-niva-moya-niva-podaj-moyu-silu-zhnivnaya-pskovskaya-obl./

Вы правы, мелодия песни многоголосная, протяжная, с выкриками-прошениями. Эта песня о нелегком труде в поле, где женщины просят землю-матушку придать им сил.

Календарные ритуалы по-своему организовали крестьянский быт. И магически, и поэтически песни комментировали обрядовые действия, а те, в свою очередь, организовывали крестьянский быт и упорядочивали природу, от которой этот быт зависел.

В каждый из праздников совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов и песен была одна — способствовать жизненному благополучию крестьян. Поэтому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определенное единство музыкального напева.

Домашнее задание:

Подготовьте проект программы мини-концерта русской народной музыки. В программе должно быть два отделения: I отделение – русские народные песни, II отделение – русские народные танцы. Распределите произведения по жанрам, составьте мини-программу.

Программа мини-концерта

Русская музыка

I отделение

Русские народные песни

Название песни

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

II

 IIIотделение

Русские народные танцы

Название танцев

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

 

Спойте «Песню о далекой Родине»

https://yandex.fr/video/preview/12573390098238936767

 

Я прошу, хоть ненадолго,

Боль моя, ты покинь меня,

Облаком, сизым облаком

Ты полети к родному дому,

Отсюда к родному дому.

 

Берег мой, покажись вдали

Краешком, тонкой линией,

Берег мой, берег ласковый,

Ах, до тебя, родной, доплыть бы,

Доплыть бы хотя б когда-нибудь.

 

Где-то далеко, очень далеко

Идут грибные дожди,

Прямо у реки в маленьком саду

Созрели вишни, наклонясь до земли.

Где-то далеко в памяти моей

Сейчас, как в детстве, тепло,

Хоть память укрыта

Такими большими снегами.

 

Выполненные задания высылайте на почту marina.fedchenko.1978@mail.ru

Комментарии