Урок музыки в 8А классе - 18.05.2022

 

Тема: Музыкальное завещание потомкам

Здравствуйте, ребята! Сегодня вы узнаете о произведении Р. Щедрина «Гейлигенштадское завещание Бетховена»; о стиле бетховенской музыки.

            На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что наш современник, композитор Родион Константинович Щедрин написал музыку «Фрески Дионисия». С его творчеством вы хорошо знакомы по балетам «Конёк-Горубнок», «Кармен-сюита» и другим произведениям. Он много писал для театра и кино, создал десятки вокальных и инструментальных сочинений.



 «Фрески Дионисия» написаны для камерного ансамбля, состоящего из духовых, струнных и ударных инструментов. Композитор всегда очень бережно относился к произведениям искусства, созданным в прошлые эпохи.

Особый интерес вызывало у него творчество Людвига ван Бетховена. Оба композитора родились в один день – 16 декабря. А по линии музыкального образования Щедрина можно назвать прапрапраучеником Бетховена.



В 2008 году Нюрнбергская филармония заказала Щедрину симфоническое сочинение. «Гейлигенштадтское завещание Бетховена» - так, не совсем обычно, называется это произведение. В нём наш современник создает музыкальное прочтение бессмертного документа эпохи, в котором Бетховен запечатлел своё творческое кредо. Написанное в минуты тяжелейшего душевного кризиса, он, тем не менее, находит в себе силы жить дальше, бороться с испытаниями судьбы и вдохновлять на такую же борьбу других людей силой своего искусства.

«Моим братьям ... 

прочесть и исполнить после моей смерти.

О люди, считающие меня неприязненным, упрямым, как несправедливы вы ко мне! Вы не знаете тайной причины того, что вам мнится. Мое сердце и разум с детства склонны были к нежному чувству доброты. Я готов был даже на подвиги. Но подумайте только: шесть лет, как я страдаю неизлечимой болезнью…

С каждым годом всё больше теряя надежду на выздоровление, я стою перед длительной болезнью (излечение которой возьмёт годы или, должно быть, совершенно невозможно).

Если временами я хотел всем этим пренебречь, о, как жестоко, с какой удвоенной силой напоминал мне о горькой действительности мой поврежденный слух! И всё-таки у меня не доставало духу сказать людям: говорите громче, кричите, ведь я глух, Ах, как мог я дать заметить слабость того чувства, которое должно быть у меня совершеннее, чем у других, чувства, высшей степенью совершенства которого я обладал, как им обладают и обладали лишь немногие представители моей профессии. О, этого сделать я не в силах.

Моё несчастье для меня вдвойне мучительно потому, что мне приходится скрывать его. Я почти совсем одинок и могу появляться в обществе только в случаях крайней необходимости. Я должен жить изгнанником.

Когда же я бываю в обществе, то меня кидает в жар от страха, что моё состояние обнаружится… …Такие случаи доводили меня до отчаяния, ещё немного и я покончил бы с собою. Меня удержало только одно - искусство. Ах, мне казалось немыслимым покинуть свет раньше, чем я исполню всё, к чему я чувствовал себя призванным.

Терпение - так зовётся то, что должно стать моим руководителем. У меня оно есть… О люди, если вы когда-нибудь это прочтёте, то вспомните, что вы были ко мне несправедливы; несчастный же пусть утешится, видя собрата по несчастью, которой, не смотря на все противодействие природы, сделал всё, чтобы стать в ряды достойных артистов и людей. 

Вы, братья мои… живите мирно и помогайте друг другу. Всё, что вы делали мне неприятного, как вы знаете, давно уже вам прощено. Тебе, брат Карл, особенно благодарен я за привязанность ко мне в это последнее время. Желаю вам лучшей, менее отягчённой заботами жизни, чем моя. Внушайте вашим детям добродетель. Не деньги – лишь   она одна  может сделать человека счастливым. Говорю по опыту. Она поддержала меня в бедствиях…

Прощайте, братья мои, любите друг друга…

…Итак, пусть свершится. С радостью спешу я навстречу смерти. - Приходи, когда хочешь: я мужественно встречу тебя. - Прощайте и не забывайте меня после смерти.

Будьте же счастливы.

Гейлигенштадт,

6 октября 1802 года.

Людвиг ван Бетховен»

«Гейлигенштадтское завещание Бетховена» стало современной прелюдией к 3-й «Героической» симфонии.

https://www.youtube.com/watch?v=_wUc5kSAfGQ

 

 Выполните письменно задания:

1.Кто должен исполнять произведение «Гейлигенштадтское завещание Бетховена», которое написано  Р.К. Щедриным?

   хор

    ансамбль народных инструментов

    оркестр

2. Кого  из  композиторов можно  назвать  представителями  «венской классической школы»?

   В.-А. Моцарта

   И.-С. Баха

   Л.  ван  Бетховена

3. Вставь пропущенные слова:

«Вы, братья мои… живите мирно и помогайте друг другу. Все, что вы делали мне неприятного, как вы знаете, давно уже вам прощено. Тебе, брат Карл, особенно благодарен я за привязанность ко мне в это последнее время. Желаю вам лучшей, менее отягчённой заботами жизни, чем моя. Внушайте вашим детям ________.  Не деньги – лишь она одна может сделать человека счастливым. Говорю по опыту. Она поддержала меня в бедствиях…»
Из «Гейлигенштадтского завещания» Л. ван Бетховена»

4. О каких двух композиторах идет речь в уроке?

- Л. ван Бетховен

- Р. Щедрин

- И. С. Бах

- П.Чайковский

-    С.Рахманинов

5.Когда жил великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен?

- XIV век

- XVIII–XIX века

- XX век

6.Что, по мнению Бетховена, может сделать человека счастливым?

-  Деньги

- Добродетель

- Мечта

- Отпуск

- Подарки

7.Произведения Р. Щедрина

- Кармен-сюита

-  Конек-Горбунок

- Лунная соната

- Фрески Дионисия

- Фрески Софии Киевской

8.Охарактеризуйте музыку "Фресок Дионисия"

- Радостно, торжественно, величественно

- Строго, неспешно, таинственно

- Мрачно, грозно, жестко

9.Какие сочинения Р. Щедрин посвятил Л ван Бетховену?

- Прелюдия к Девятой симфонии Бетховена

- Симфонический фрагмент "Гейлигенштадтское завещание Бетховена"

- Фрески Дионисия

10. Охарактеризуйте "Оду к радости" немецкого композитора

-Радостно, торжественно, ликующе

- Строго, неспешно, таинственно

- Мрачно, сурово, жестко

 

 

Выполненные работы жду на почте marina.fedchenko.1978@mail.ru

Комментарии