Тема:
Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека
Здравствуйте,
ребята! Запишите тему урока
Русские народные праздники
основаны на обычаях и верованиях простого народа и связаны, прежде всего, со
сменой времен года и значимыми этапами труда людей. В старину люди были очень
зависимы от природы и поклонялись силам природы: солнышку, теплу, дождику,
ветру и т.д. Особенно поклонялись земле-кормилице, называя ее земля-матушка.
Труд людей был в основном сельскохозяйственным и тоже зависел от смены времен
года и погодных условий, от благоволения сил природы. Поэтому Весну-красну
после зимних морозов встречали радостно, весело, с хороводами, закличками,
играми, забавами. Закончив сбор урожая, устраивали Осенины с угощением,
плясками и разыгрыванием трудовых сценок. Не забывали наши предки и
полюбоваться стройной березкой, провожая весну и празднуя приход лета.
Основой всех народных праздников
являются обряды, главное место в которых занимает музыка. На праздниках звучит
вокальная и инструментальная музыка разных жанров. Она выражает чувства и мысли
людей, объединяет их в песнях и танцах.
В музыке народных праздников
наблюдаются многочисленные повторения коротких мелодий и ритмов: ведь так
музыка легко запоминается, подхватывается всеми участниками действа. Наряду с
этим от куплета к куплету, от одного проведения мелодии до другого, русская
народная музыка варьируется, изменяется, развивается.
В каждый из русских народных
праздников совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к
этому празднику песни. Цель всех обрядов и песен была одна – способствовать
жизненному благополучию крестьян. Потому календарным праздничным песням
свойственно не только торжество смысла, но и определенное единство музыкального
напева.
А какие праздничные песни знаете
вы? И как, по вашему представлению, должна выглядеть музыкальная картина
народного праздника?
. Русские люди умели работать,
умели и отдыхать. Очень долго русский народ жил тремя календарями. Первый -
природный, был связан со сменой времен года. Второй – языческий,
дохристианский, также соотносился с природными явлениями. Третий – самый
поздний календарь – христианский, православный. И с календарем, и с жизнью
русского человека связаны обычаи, церковные таинства, обряды и праздники. На
Руси календарь назывался Месяцеслов, в нем каждому дню соответствовали свои
праздники и будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и
явления.
Справляли праздники всегда
широко, ярко. Разбивали шатры, устраивали катания на лошадях, и стар и млад,
рядились медведями, цыганами, докторами, баринами и ходили от дома к дому.
Ряженые повсюду за собой «водили козу» это животное считалось символом
плодородия и жизненной силы, и колядовали, водили хороводы, играли в игры.
Особым развлечением было ярмарочное гулянье. Какие интонации у этого
произведения? А как вы думаете, это русская народная песня или современная?
Правильно, это современное произведение, но написано оно в жанре русской
народной песни.
Календарно-обрядовые песни
разделяют на зимние – колядки, весенние – веснянки, летние – песни на Ивана
Купала и осенние - песни пахоты и сева, сбора урожая.
Зимние святки были шумным и веселым праздником. Парни и девушки ходили по деревне и у каждого двора «кликали» Коляду - существо, похожее на человека, который должен был принести крестьянам обильный урожай и домашнее счастье. Послушайте колядки. Народные песни имеют простую мелодию и повторяющиеся слова, поэтому легко запоминаются и исполняются.
Последним зимним и первым
весенним праздником была Масленица. На Масленицу исполняли обряд проводов зимы,
которая представлялась живым существом. Из соломы делалось чучело, которое, как
и праздник, называли Масленица. Чучело наряжали, разукрашивали и под обрядовые
песни возили по селу, а потом сжигали. Масленицу праздновали в течение недели,
шумно, разгульно, весело. Это были проводы зимы. На Масленицу устраивались пиры
с непременными блинами, которых нужно было съесть как можно больше, катанье с
ледяных гор, кулачные бои, катанье на тройках. Песен на Масленицу пелось
множество.
Крестьяне считали, что приход
весны можно ускорить, выполнив определенные обрядовые действия. Выпекали из
теста фигурки птиц. В веснянках-закличках просили весенних птиц принести из-за
синего моря ключи с замками, «закрыть зиму холодную» и открыть, «отпереть лето
теплое». После исполнения веснянок головки «жаворонков» натыкали на солому,
покрывавшую крыши, а остальное печенье съедали.
Летние песни исполняли на Троицу
и на праздник Ивана Купалы. Девушки украшали избы, ходили в лес завивать
березку и плести венки: перевязывали концы деревьев кольцами, сплетали
березовые верхушки с травой, пригнув березу. Венок, образованный ветвями,
представлял собой магический круг. Березу завивали на несколько дней — до
Троицына дня, когда шли смотреть, завял венок или нет, и в зависимости от этого
предугадывали, счастливым или несчастным будет ближайший год и как сложится
судьба гадающей девушки.
Урожай, заклинать который
начинали еще в святочные вечера, в июне уже зрел на полях. Цвели травы. Период
между Ивановым (Иван Купала) и Петровым днем был временем последних летних
праздников. В празднике на Ивана Купалу участвовала вся деревня. Зазывали на
праздник особыми песнями. С песнями обходили поле, на меже жгли костры. Делали
чучело и сжигали его на костре, через костер перепрыгивали. Купальские песни
рассказывают и о ритуальных купаниях в реке.
Крестьяне считали, что в
купальскую ночь оживает вся нечистая сила и нужно стеречь домашний скот и хлеб
от нее. На Ивана Купалу собирали целебные травы. Волшебно-всесильным считался
папоротник, расцветающий, по легендам, раз в году именно в купальскую ночь.
Тем, кто нашел цветущий папоротник, должны были открыться места кладов.
Осенние песни связаны со сбором
урожая. Обряды свершали в день, когда заканчивали уборку хлеба. Трем этапам
жатвы соответствуют три вида песен: зажиночные — в начале уборки урожая;
собственно, жнивные — во время полевых работ, в этих песнях говорится в
основном о самом труде крестьянок в поле и дожиночные (обжиночные) — поются
после окончания жатвы. Окончив жатву, завивали бороду, завязывали последнюю
горсть стеблей веночком и закапывали ее с хлебом и солью, чтобы сила земли не
скудела. Потом торжественно шли домой, распевая песни.
Послушайте жнивную песню «Нива,
моя нива, подай мою силу». Обратите внимание на характер ведения мелодии и
распевы? Как вы думаете, почему они именно такие.
Вы правы, мелодия песни
многоголосная, протяжная, с выкриками-прошениями. Эта песня о нелегком труде в
поле, где женщины просят землю-матушку придать им сил.
Календарные ритуалы по-своему
организовали крестьянский быт. И магически, и поэтически песни комментировали
обрядовые действия, а те, в свою очередь, организовывали крестьянский быт и
упорядочивали природу, от которой этот быт зависел.
В каждый из праздников
совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому
празднику песни. Цель всех обрядов и песен была одна — способствовать
жизненному благополучию крестьян. Поэтому календарным песням свойственно не
только торжество смысла, но и определенное единство музыкального напева.
Домашнее задание:
Подготовьте проект программы
мини-концерта русской народной музыки. В программе должно быть два отделения: I
отделение – русские народные песни, II отделение – русские народные танцы.
Распределите произведения по жанрам, составьте мини-программу.
Программа мини-концерта
Русская музыка
I отделение
Русские народные песни
№ |
Название песни |
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
|
6. |
|
IIIотделение
Русские народные танцы
№ |
Название танцев |
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
|
6. |
|
Спойте «Песню о далекой Родине»
https://yandex.fr/video/preview/12573390098238936767
Я прошу,
хоть ненадолго,
Боль моя, ты
покинь меня,
Облаком,
сизым облаком
Ты полети к
родному дому,
Отсюда к
родному дому.
Берег мой,
покажись вдали
Краешком,
тонкой линией,
Берег мой,
берег ласковый,
Ах, до тебя,
родной, доплыть бы,
Доплыть бы
хотя б когда-нибудь.
Где-то
далеко, очень далеко
Идут грибные
дожди,
Прямо у реки
в маленьком саду
Созрели
вишни, наклонясь до земли.
Где-то
далеко в памяти моей
Сейчас, как
в детстве, тепло,
Хоть память
укрыта
Такими
большими снегами.
Выполненные
задания высылайте на почту marina.fedchenko.1978@mail.ru
Комментарии
Отправить комментарий