Урок музыки в 5 классе. 22.01.2021

 

Тема: Небесное и земное в звуках и красках

 Здравствуйте, ребята! На предыдущем уроке мы выясняли: можем ли мы увидеть музыку? Можем ли мы услышать живопись?

Но давайте сначала вспомним, что мы называем музыкальной живописью и живописной музыкой?

- Как и с помощью чего художники и композиторы создают такие произведения?

Художники с помощью палитры, линий, штрихов, чередования каких-либо элементов, а композиторы с помощью музыкальных красок.

-Что входит в понятие музыкальные краски?

Ладовое построение – цвет, тембр – красота голоса, динамика – сила звука, ритм – движение, интонация – выразительность, мелодико-движение или линия мелодии: взлетающие - радость, свет, энергия, устремлённость; нисходящее – успокоение, грусть, печаль.

Сегодня на уроке мы совершим путешествие в прошлое и узнаем, когда, как и где зарождалась музыка, архитектура, живопись и литература.

В эпоху раннего средневековья, когда на территории Западной Европы не было городов, центрами христианской культуры были монастыри, где звучала музыка духовная, т.е., обращённая к богу.

Церковь была микромиром и для человека Древней Руси. Архитектура, живопись, литература, декоративно-прикладное искусство, музыка, находились под влиянием религии.

Мозаики, росписи, иконы, утварь, облачения священников, обряды, таинства, песнопения, литургические тексты – все эти элементы входили в состав культа, являющегося грандиозным художественным ансамблем, задача которого сводилась к тому, чтобы одновременно давать эстетическое наслаждение и возносить душу верующего к небесам.

На Руси духовная музыка (церковная) получила распространение вместе с принятием Христианства в конце X века. В её основе лежала Византийская музыкальная культура.

Из музыки были изгнаны все земные радостные интонации, она звучала сурово и аскетично. В основе музыки – тексты молитв на церковно-славянском языке.

Основной вид церковной музыки Средневековья – знаменный распев.

Для его записи употреблялись специальные знаки – «знамена» - (от славянского – «знак»), или «крюки» (крюк – тот же знак). Эти знаки писались прямо над словами, то есть, никогда не было отдельной «знаменной музыки» – знаменных мелодий, записанных без текста.

Знаменные песнопения обладают правильной продолжительностью, правильной расстановкой акцентов в драматургии службы, а также правильным эмоциональным содержанием – мелодия как бы вырастает из самого текста. Кроме того, в знаменном распеве богослужение не дробится на отдельные «номера»-песнопения, а представляет собой монолитное полотно, в котором один текст непрерывно перетекает в другой, создаётся непрерывный музыкально-текстовый поток.

Знаменные распевы были одноголосными. Они исполнялись только мужским хором a capella.

Знаменный распев нельзя считать произведением музыкального искусства:

    1. Не было конкретного автора. Их создавал распевщик, который считался интерпретатором,
    2. Песнопение было результатом коллективного творчества. И на протяжении столетий распевщики переписывали старые музыкальные записи, внося в них изменения, дополнения, поправки.

Знаменная система записи со временем так видоизменилась, что оставался один шаг для перехода на более удобную, логичную, совершенную систему – западные линейные ноты.

Господствующая церковь перешла на новый стиль – многоголосная система распева.

В XV веке из Киева в Москву пришло партесное  пение – многог       олосное. Partes–партия. Основа партесного пения – 4-х голосие.

Знаменная нотация пережила несколько этапов развития, а в конце XVII века стала постепенно вытесняться пятилинейной нотацией, пришедшей с запада.

В Западной Европе в католических храмах песнопения стали исполняться под аккомпанемент органа или небольшого оркестра – камерного. 

Послушайте произведение «Аве, Мария» И.С. Баха – Ш. Гуно

https://yandex.fr/video/preview/?text=аве%20мария%20бах%20гуно&path=wizard&parent-reqid=1611303353333519-1590801262180450062100274-production-app-host-sas-web-yp-172&wiz_type=vital&filmId=4909201666852144522

 

Стены католических храмов могут украшаться живописными художественными полотнами известных художников, например алтарная картина «Сикстинская Мадонна» итальянского художника Рафаэля, Б. Бадди «Мадонна с младенцем» и  Джотто «Мадонна с младенцем на троне».


В православных храмах представлены только иконы (лики святых), которые пишут специально обученные иконописцы.  На фресках и мозаиках – только изображения святых из библейских сюжетов. Песнопения исполняются только a kapella – без музыкального сопровождения.

 

Послушайте фрагмент распева «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова. 

https://yandex.fr/video/preview/?text=рахманинов%20богородице%20дево%20радуйся&path=wizard&parent-reqid=1611304077334955-121512018708666162400275-production-app-host-sas-web-yp-8&wiz_type=vital&filmId=13014705458660491022

 

Ребята, внимательно изучите теоретический материал и разгадайте кроссворд. Это ваше домашнее задание.

      По горизонтали:
      1.  Известный итальянский художник, автор алтарной картины «Сикстинская Мадонна».
        .2.Один из авторов произведения «Аве, Мария». 
             3.Какие специальные знаки употреблялись для записи церковной музыки?
         4. Автор картины «Мадонна с младенцем на троне». 
             5.Основной вид церковной музыки Средневековья – знаменный ….
        6.Как исполняют песнопения в православных храмах?
         7.Центр христианской культуры.
        8.Музыка, обращенная к богу. 
          9.Кто пишет картины в православных храмах?

По вертикали:

1.      Автор распева «Богородице Дево, радуйся».

2.      Автор картины «Мадонна с младенцем».

3.      Какой музыкальный инструмент сопровождал песнопения в католических храмах?

4.      Многоголосное пение, пришедшее в XV веке из Киева в Москву?

5.      Кто создавал знаменный распев?

 


Комментарии