Тема: Древняя Греция – колыбель европейской культуры.
Здравствуйте, ребята! Запишите тему урока.
Развитие музыкальной культуры Древней Греции охватывает длительный период (III тыс. до н.э. – I в. до н.э.). Музыка Древней Греции сохранилась в немногочисленных фрагментах, которые представляют собой надписи, высеченные на каменных колоннах и гробницах. Кроме того, судить о древнегреческой музыкальной культуре можно по произведениям античного изобразительного искусства. Например, на античных вазах встречаются изображения музыкантов и музыкальных инструментов. Литературными источниками могут служить труды Аристотеля, Платона и других философов. Немало интересных сведений можно почерпнуть из мифологии.
Само понятие «музыка» пришло к нам из греческого языка. Древние греки трактовали его в узком смысле – как искусство музыки или наука о музыке, а в широком – как комплекс знаний, связанных с общей культурой и образованием.
Древнегреческая музыка была преимущественно вокальной и одноголосной, так как была тесно связана с поэзией. Господствовало хоровое мужское пение. Понятие «необразованный» означало «не умеющий петь в хоре». Роль инструментальной музыки в Древней Греции была менее значительной, чем вокальной. Инструменты использовались, прежде всего, для сопровождения пения.
Ведущие музыкальные инструменты Древней Греции – струнные: лира, кифара, форминга, барбитон.
Лира – один из самых распространенных инструментов, во многом из-за простоты конструкции и доступности игры на ней. Звучание лиры современники характеризовали как «благородное», «спокойное», «мужественное». Примитивная лира изготавливалась из панциря черепахи. Поверх вогнутой стороны натягивалась мембрана из воловьей шкуры. С выпуклой стороны крепились 2 ручки из дерева или рога дикого козла. Между собой ручки соединялись поперечной планкой из самшита. Струны из льна, конопли, кишок и сухожилий животных натягивались узлом на струнодержатель – небольшую доску. Все струны были одинаковой длины, но разной толщины. Всего на лире было 3 или 4 струны.
Кифара – инструмент, близкий лире, но крупнее, намного длиннее и тяжелее. Лирист играл сидя, кифарист – стоя. Кифара подвешивалась на специальной кожаной ленте («теламон»). Количество струн – от 4 до 18.
Лира и кифара считались инструментами Аполлона.
Широко распространены были и духовые инструменты: авлос, сиринга, трубы. Авлос («трубка») - духовой инструмент, который предположительно пришел из Малой Азии. Звук в авлосе извлекался через специальную пластинку-язычок, вставленную в отверстие инструмента. Материалы, из которых делали авлос: тростник, лотос, самшит, рога, кости некоторых животных. Реже использовалась кованая медь. В ранних образцах было 3-4 отверстия, поздние – иногда до 15. Авлет – исполнитель на авлосе – носил с собой несколько разных инструментов разной высоты. Существовали моноавлосы и диавлосы – авлосы с одним или двумя стволами.
Античные авторы высоко оценивали эстетические свойства авлоса: его называли «соловьем». Греки считали его инструментом Диониса.
Сиринкс или сиринга – духовой инструмент пастухов. По-русски – свирель Пана или пастушья свирель. Звук сиринги - светлый, приятный и немного свистящий. Существовали разновидности: монокаламос – одинарная, однотрубчатая сиринга, и поликаламос – многотрубчатая. Самая популярная свирель – из 7 соединенных сиринг различной длины. Они обычно среплялись льном, а чаще – воском. Сиринги различной длины крепились таким образом, что по форме напоминали крыло птицы. У древних греков даже существовала легенда, что Дедал, создатель крыльев для Икара, делал их по образу и подобию поликаламоса.
В росписях на древнегреческих сосудах музыканты с духовыми инструментами изображались обычно в сценах пиров и различных увеселений. Этим же целям служили ударные – бубен, кимвалы (две полые полусферические металлические пластины), систр и специальный инструмент для танцев, похожий на испанские кастаньеты. В изображениях ритуальных действ в честь Диониса ударные инструменты часто держали нимфы – спутницы греческого бога виноделия.
Музыка играла важную роль в жизни древних греков. Она звучала во время бракосочетаний, застолий, войн, похорон, была неотъемлемой частью религиозных праздников и театральных представлений. Искусство древнегреческой инструментальной музыки было неразрывно связано с поэзией и трагедией: голос, жесты актеров, их движения формировались с помощью музыки. Величайшие драматурги Древней Греции – Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристотель были великолепными музыкантами и танцорами. Они получили широкое общественное признание и были причислены к разряду артистов и музыкантов.
Музыке приписывались и целебные свойства. Пифагор и его последователи даже создали особое учение, согласно которому музыка может управлять душой человека, пробуждая в ней добро или зло. Именно Пифагор открыл некую закономерную связь между звуками и математическими величинами. Основываясь на трудах астрономов и математиков Вавилона, он создал космическую теорию, которая представила мир как некое пространство гармонии, в которой планеты излучали непрерывные звуки, упорядоченные аналогично звукам в гамме. Пифагор отмечал также, что количество нот в гамме соответствует количеству планет на небе и равняется магической цифре 7.
Ребята, из данного материала выпишите музыкальные инструменты Древней Греции (струнные, духовые, ударные). Об одном из этих инструментов составьте небольшой рассказ (0,5 стр.)
Выучите 1 куплет песни «Замыкая круг»
https://yandex.fr/video/preview/11634204706846745975
Ребята, выполненные работы жду на почте marina.fedchenko.1978@mail.ru
Комментарии
Отправить комментарий