Тема: Древняя Греция – колыбель европейской культуры.
Здравствуйте, ребята! Запишите тему урока.
Развитие музыкальной культуры Древней
Греции охватывает длительный период (III тыс. до н.э. – I в. до н.э.). Музыка
Древней Греции сохранилась в немногочисленных фрагментах, которые представляют
собой надписи, высеченные на каменных колоннах и гробницах. Кроме того, судить
о древнегреческой музыкальной культуре можно по произведениям античного
изобразительного искусства. Например, на античных вазах встречаются изображения
музыкантов и музыкальных инструментов. Литературными источниками могут служить
труды Аристотеля, Платона и других философов. Немало интересных сведений можно
почерпнуть из мифологии.
Само понятие «музыка» пришло к нам из
греческого языка. Древние греки трактовали его в узком смысле – как искусство
музыки или наука о музыке, а в широком – как комплекс знаний, связанных с общей
культурой и образованием.
Древнегреческая музыка была
преимущественно вокальной и одноголосной, так как была тесно связана с поэзией.
Господствовало хоровое мужское пение. Понятие «необразованный» означало «не
умеющий петь в хоре». Роль инструментальной музыки в Древней Греции была менее
значительной, чем вокальной. Инструменты использовались, прежде всего, для
сопровождения пения.
Ведущие музыкальные инструменты Древней
Греции – струнные: лира, кифара, форминга, барбитон.
Лира – один из самых распространенных
инструментов, во многом из-за простоты конструкции и доступности игры на ней.
Звучание лиры современники характеризовали как «благородное», «спокойное»,
«мужественное». Примитивная лира изготавливалась из панциря черепахи. Поверх
вогнутой стороны натягивалась мембрана из воловьей шкуры. С выпуклой стороны
крепились 2 ручки из дерева или рога дикого козла. Между собой ручки соединялись
поперечной планкой из самшита. Струны из льна, конопли, кишок и сухожилий
животных натягивались узлом на струнодержатель – небольшую доску. Все струны
были одинаковой длины, но разной толщины. Всего на лире было 3 или 4 струны.
Кифара – инструмент, близкий лире, но
крупнее, намного длиннее и тяжелее. Лирист играл сидя, кифарист – стоя. Кифара
подвешивалась на специальной кожаной ленте («теламон»). Количество струн – от 4
до 18.
Лира и кифара считались инструментами
Аполлона.
Широко распространены были и духовые
инструменты: авлос, сиринга, трубы. Авлос («трубка») - духовой инструмент,
который предположительно пришел из Малой Азии. Звук в авлосе извлекался через
специальную пластинку-язычок, вставленную в отверстие инструмента. Материалы,
из которых делали авлос: тростник, лотос, самшит, рога, кости некоторых
животных. Реже использовалась кованая медь. В ранних образцах было 3-4
отверстия, поздние – иногда до 15. Авлет – исполнитель на авлосе – носил с
собой несколько разных инструментов разной высоты. Существовали моноавлосы и
диавлосы – авлосы с одним или двумя стволами.
Античные авторы высоко оценивали
эстетические свойства авлоса: его называли «соловьем». Греки считали его
инструментом Диониса.
Сиринкс или сиринга – духовой инструмент
пастухов. По-русски – свирель Пана или пастушья свирель. Звук сиринги -
светлый, приятный и немного свистящий. Существовали разновидности: монокаламос
– одинарная, однотрубчатая сиринга, и поликаламос – многотрубчатая. Самая
популярная свирель – из 7 соединенных сиринг различной длины. Они обычно
среплялись льном, а чаще – воском. Сиринги различной длины крепились таким
образом, что по форме напоминали крыло птицы. У древних греков даже
существовала легенда, что Дедал, создатель крыльев для Икара, делал их по образу
и подобию поликаламоса.
В росписях на древнегреческих сосудах
музыканты с духовыми инструментами изображались обычно в сценах пиров и
различных увеселений. Этим же целям служили ударные – бубен, кимвалы (две полые
полусферические металлические пластины), систр и специальный инструмент для
танцев, похожий на испанские кастаньеты. В изображениях ритуальных действ в
честь Диониса ударные инструменты часто держали нимфы – спутницы греческого
бога виноделия.
Музыка играла важную роль в жизни древних
греков. Она звучала во время бракосочетаний, застолий, войн, похорон, была
неотъемлемой частью религиозных праздников и театральных представлений.
Искусство древнегреческой инструментальной музыки было неразрывно связано с
поэзией и трагедией: голос, жесты актеров, их движения формировались с помощью
музыки. Величайшие драматурги Древней Греции – Эсхил, Софокл, Еврипид и
Аристотель были великолепными музыкантами и танцорами. Они получили широкое
общественное признание и были причислены к разряду артистов и музыкантов.
Музыке приписывались и целебные свойства.
Пифагор и его последователи даже создали особое учение, согласно которому
музыка может управлять душой человека, пробуждая в ней добро или зло. Именно
Пифагор открыл некую закономерную связь между звуками и математическими
величинами. Основываясь на трудах астрономов и математиков Вавилона, он создал
космическую теорию, которая представила мир как некое пространство гармонии, в
которой планеты излучали непрерывные звуки, упорядоченные аналогично звукам в
гамме. Пифагор отмечал также, что количество нот в гамме соответствует
количеству планет на небе и равняется магической цифре 7.
Ребята, из данного материала выпишите музыкальные
инструменты Древней Греции (струнные, духовые, ударные). Об одном из этих
инструментов составьте небольшой рассказ (0,5 стр.)
Выучите 1 куплет песни «Замыкая круг»
https://yandex.fr/video/preview/11634204706846745975
Ребята,
выполненные работы жду на почте marina.fedchenko.1978@mail.ru
Комментарии
Отправить комментарий