Тема: Археологические находки о музыке древних
Здравствуйте, ребята! Запишите
тему урока.
Сегодня мы продолжим
музыкальное путешествие в древний мир и познакомимся с музыкальной культурой
Древней Индии и Китая.
Музыкальная
культура Древней Индии
Истоки индийской музыки восходят к III
тыс. до н.э. В древних литературных памятниках конца II – первой половины I
тыс. до н.э. Ригведе (Веда гимнов), Атхарваведе (Веда заклинаний) и Самаведе
(Веда мелодий) есть записи мелодий условными значками, есть песенные тексты.
Важнейшим источником для изучения древнеиндийского музыкального искусства и
понимания его особенностей является "Натьяшастра" (I в. н. э.) -
трактат о театре, музыке и танце. В нём подробно описаны разнообразные формы
вокальной и инструментальной музыки, особые типы священных мелодий, музыкальные
инструменты и состоящий из них театральный оркестр. Таким образом, музыка
Древней Индии была неразрывно связана с театральным действием и пластикой
танца.
Главный принцип индийской музыки –
импровизация, в основе которой лежала рага («цвет») – традиционная устойчивая
мелодия. Раги были призваны вызвать у слушателя определенные чувства и
состояния. Некоторые раги наделялись магическими свойствами (например,
способностью воздействовать на природу). В зависимости от характера раги
исполнитель должен был придавать лицу нужное выражение или надевать маску.
Музыка, с одной стороны, понималась как проявление божественного начала, а с
другой - стала неотъемлемой частью повседневной жизни.
Основные музыкальные инструменты Древней
Индии - ударные и струнные. Ударные: металлические тарелки, гонги, барабаны.
Барабаны обтягивали кожей или пергаментом, которые предварительно обрабатывали
специальными отварами из риса и трав. Благодаря такой выделке достигалось
мягкое и насыщенное звучание. Одной из разновидностью барабана является гхатам
– инструмент в виде глиняного горшка, обтянутого кожей. Играют на нем ладонью,
пальцами и даже ногтями.
Наиболее распространенные струнные
щипковые инструменты – вина и ситар. За нежный и богатый оттенками тембр вину
называют «царицей струнных». По легенде, ей отдала свой голос сама богиня
Сарасвати.
Из духовых инструментов были
распространены флейта, шанкха – труба в виде раковины и шринга – металлический
рог. Почти все древние инструменты сохранились до наших дней, музыканты играют
на них, точно следуя традиции.
Музыкальная
культура Древнего Китая
Первые упоминания о музыке встречаются в
мифах и легендах (IV-II тыс. до н.э.), документальные свидетельства – в XVI-XI
вв. до н.э.
В китайской музыке была принята система
люй-люй (букв. «строй», «мера»), в основе которой лежали 12 звуков. Каждый имел
магический смысл: нечетные обозначали светлые активные силы Неба, четные –
темные, пассивные силы Земли. Все вместе выражали смену месяцев в году и часов
в сутках. Приблизительно в VII в. до н.э. из этого звукоряда было выделено 5
звуков, получивших названия:
1-й - «дворец», 2-й – «беседа», «совет»,
3-й – «рог», 4-й – «собрание», 5-й – «крылья». Им соответствовали:
5 первоэлементов: огонь, вода, земля,
воздух, дерево;
5 основных цветов: белый, черный, красный,
синий, желтый;
5 социальных значений: правитель,
чиновники, народ, деяния, вещи.
Музыка наделялась магическими свойствами.
Считалось, что с ее помощью можно вызвать дождь, воздействовать на рост
растений, а нарушение веками установленной музыкальной традиции способно привести
к различным бедствиям.
Древнейшие инструменты – струнные
щипковые: сэ, чжэнь, цисяньцин, янь-цинь. Цисяньцин – китайский 7-струнный
щипковый музыкальный инструмент, на деке помечено 13 ладов. Струны
изготавливаются из шелка и имеют различную толщину. Само название переводится с
китайского как: ци - «семь», сянь – струны, цинь - «струнный инструмент».
Название другого струнного инструмента –
«пипа», или китайская лютня, происходит от способа исполнения: «пи» - вниз,
«па» - вверх. У пипы 4 струны, круглый резонатор, длинный гриф, грушевидный
корпус. Звук извлекается плектром, но иногда и ногтем, которому придается
специальная форма.
В китайской музыке существовали и
различные виды духовых – флейта, труба и горн.
Особенно богат и красочен арсенал ударных.
Самый звонкий – цин – каменная пластинка в форме серпа или овала, подвешенная к
раме; по ней ударяют молоточком. Соединяя разные по высоте цины, мастера
создавали бяньцин, на котором можно играть как на металлофоне, извлекая звуки
разной высоты. Таким же образом использовали и гонги: их объединяли в
инструмент под названием «юньло».
Музыка в Древнем Китае звучала как во
время религиозных церемоний, так и в светских увеселениях.
Ребята, разучите песню «Замыкая круг»
https://yandex.fr/video/preview/11634204706846745975
Составьте кроссворд по теме, включая 10
вопросов.
Выполненные
задания присылайте на почту marina.fedchenko.1978!@mail.ru
Комментарии
Отправить комментарий