Тема: Музыка в храмовом синтезе искусств
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы узнаем, как развивалась религиозная музыка православной традиции. Сможем различить на слух знаменный распев и партесное пение, попробуем понять, почему известные композиторы обращались к духовной музыке, какие нравственные и философские идеалы вдохновляли их на создание произведений на литургические тексты.
Посмотрите видеоурок по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=FvMONJXDuZ0
Православная музыка является неотъемлемой частью храмового синтеза искусств. В единстве с величественной архитектурой, иконами, фресками, церковная музыка позволяет верующим отрешиться от повседневной суеты и обратить свой взор к Богу.
В отличие от католической церкви, православное богослужение не допускает использования музыкальных инструментов. Вся музыка в русских церквях исполняется хором без сопровождения – a capella.
До XVII века русская православная музыка была одноголосной. Её записывали специальными знаками – знаменами. Поэтому старинные церковные мелодии называют знаменными распевами.
С XVIII века появляется многоголосное партесное пение. В жанре многоголосных духовных концертов создавали свои произведения композиторы М. С. Березовский и Д. С. Бортнянский.
В XIX веке традиции русской хоровой музыки развивали композиторы М. И. Глинка, П. И. Чайковский и другие.
В XX веке С. В. Рахманинов создал «Всенощное бдение», творчески переосмыслив традицию как знаменного распева, так и хорового концерта.
Последним произведением Г. В. Свиридова стал хоровой цикл a capella «Песнопения и молитвы». В нем отразилось искреннее стремление композитора жить по Евангельским заветам.
Выполните письменно задания:
1. В храмовом синтезе искусств в русской православной церкви музыка сочетается с…
– Театром
– Кино
– Живописью
– Хореографией
– Скульптурой
– Архитектурой
2.Что называется партесным пением?
– одноголосное пение без инструментального сопровождения
– одноголосное пение в сопровождении инструментального аккомпанемента
– многоголосное пение без инструментального сопровождения
– многоголосное пение в сопровождении инструментального аккомпанемента
3. В творчестве каких композиторов достиг своего расцвета жанр духовного концерта?
– П. И. Чайковский
– М. С. Березовский
– Н. А. Римский-Корсаков
– М. П. Мусоргский
– Д. С. Бортнянский
– Г. В. Свиридов
4. Выполните задание
Вплоть до XVII века основным видом музыки в русских церквях был _____________ распев.
5.Какое произведение С. В. Рахманинова является величайшим шедевром русской музыки?
6. Расположите по порядку фамилии русских композиторов, в соответствии с историческим периодом их творчества (XVIII, XIX, XX):
- Г. В. Свиридов
- М. И. Глинка
- М. С. Березовский
- П. И. Чайковский
7. Какому веку соответствует музыка? Составьте пары.
Конец XX века | Духовный концерт «Не отвержи мене во время старости» М. С. Березовского |
XVII век | «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова |
Начало XX века | «Песнопения и молитвы» Г. В. Свиридова |
8.Что из перечисленного соответствует традициям исполнения музыки в Православном храме?
– Звучание хора a capella
– Звучание хора в сопровождении органа
– Звучание органа
9. Как называлось многоголосное пение, которое появилось в храме с XVIII века?
10. Почему старинные напевы русской церкви назывались знаменным распевом?
- Потому что они распевались под хоругвями – церковными знаменами и флагами с изображением Иисуса Христа и святых.
- Потому что они считались знамением Божьим
- Потому что они записывались особыми знаками, которые назывались знаменами.
Жду ваши работы по адресу: marina.fedchenko.1978@mail.ru
Комментарии
Отправить комментарий