Тема: Музыка-древнейший язык человечества
Здравствуйте, ребята! Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный. И этот музыкальный язык в отличие от языка разговорного понятен всем другим народам без перевода.
У каждого народа есть свои музыкальные инструменты, национальные танцы, народные песни и свои композиторы, своя музыкальная культура.
Народные музыканты, художники, танцоры, зодчие, мастера – золотые руки из века в век стремились запечатлеть в художественных творениях думы и чаяния своего народа, увидеть и понять красоту родной природы, отразить характер и темперамент людей, передать следующим поколениям традиции, сохранить и преумножить духовное богатство нации.
Путешествуя по разным странам, люди знакомятся с культурой этой страны – видят архитектуру, слышат речь, музыку…
Сегодня мы познакомимся с музыкальными традициями некоторых стран, но для начала надо знать язык музыки, её терминологию, чтобы не растеряться в мире музыки, например:
Что такое фольклор?
Не случайно произведения устного народного творчества принято называть фольклором, что в переводе с английского (folс – народ и loге – эрудиция, учение) означает «народная мудрость». Современную музыкальную культуру невозможно представить сегодня без обращения к фольклору, этнической музыке (этномузыке).
Из всех искусств музыка – самое человечное и распространенное.
Жан Поль
Можно смело утверждать, что музыка возникла одновременно с человечеством. Замечательный русский писатель Виктор Астафьев оставил такие строки: «Музыка, может быть, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада… Я думаю, музыку человек услышал раньше, чем научился говорить, и заветное «В начале было слово» - весьма и весьма сомнительно. Нет, в начале был шум ветра, плеск волн, пенье птиц, шелест травы и звон опадающей листвы. И только переняв у природы звук, человек сложил из него слово».
Музыкальность первобытных людей проявлялась в пении, больше похожем на крики, и ритмичных движениях, которыми они сопровождали трудовую деятельность и магические ритуалы. Вообще, для древнего человека музыка – это, прежде всего, ритм. Чувство ритма – самое первозданное, оно связано с биением сердца. Не случайно древнейшими музыкальными инструментами были ударные. Они возникли в период формирования у человека речи.
Сегодня на уроке мы познакомимся с музыкальной культурой Междуречья и Древнего Египта.
1. Музыкальная культура Междуречья
На плодородных территориях, омываемых Тигром и Евфратом, находилась Древняя Месопотамия. Условные хронологические рамки ее существования– c середины IV тыс. до н. э. по 539 г. до н. э. В разное время здесь располагались царства Шумера, Аккада, Вавилона и Ассирии. Здесь появилась первая письменность, которая сыграла важную роль в научно-техническом и культурном развитии городов-государств.
Вероятно, Междуречье стало колыбелью первой музыкальной цивилизации. О существовании различных музыкальных инструментов свидетельствует иконография, барельефы, посуда, вазы, стелы. При раскопках захоронения в шумерском городе Ур (середина III тыс. до н.э.) среди драгоценных украшений, шлемов и оружия археологи обнаружили две богато инкрустированные арфы (zagzal). Из струнных широко использовались лиры (algar), которые, как и арфы, имели еще очень небольшие размеры.
Население Месопотамии обладало высокой техникой изготовления духовых инструментов. Основным материалом для них служил тростник. Это флейты (tigtigi) и гобой (abub).
Существовало также множество ударных инструментов: большие барабаны, маленькие литавры, кастаньеты, систры, колокольчики.
Инструменты и репертуар передавались по наследству следующим поколениям, жившим на территории Месопотамии. К 2000 году до н.э. ассирийцами была усовершенствована арфа и создан прообраз современной лютни (pantur).
Жизнь первых общин была тесно связана с религией, поэтому музыка непосредственно подчинялась религиозным культам. Верховные жрецы, астрологи, математики и музыканты сочиняли похвальные оды богам. Музыкальные инструменты использовались также на государственных торжествах.
2. Музыкальная культура Древнего Египта
Древнеегипетская цивилизация просуществовала значительный период времени: с середины IV тыс. до н. э. до IV-VII вв. н. э. О ее музыкальной культуре могут рассказать только косвенные данные – тексты гимнов и песнопений, произведения скульптуры и живописи. Любовь древних египтян к музыке видна в многочисленных изображениях музыкантов и певцов на рельефах и фресках гробниц и храмов. Кроме того, музыкальная культура египтян нашла отражение и в хозяйственных отчетах, юридических договорах и даже в пособиях по изучению математики или анатомии.
Инструменты Древнего Египта, как и в Месопотамии, можно распределить в три основные группы по типу звукоизвлечения. Струнные щипковые: арфа, лира; духовые: флейта, мизмар (предшественник гобоя); различные виды ударных инструментов: барабаны, бубны, трещотки.
Даже самые ранние изображения египетских музыкантов показывают, что господствующий тип музицирования – ансамбль. Исполнители на разных инструментах, а также певцы и танцоры объединялись в разнообразные по составу группы. Изображение солистов – редкость. В Древнем царстве преобладали ансамбли, состоявшие из нескольких арф, флейт и кифар, которые аккомпанировали певцам и танцорам. Со временем состав исполнителей изменялся, усиливается роль ударных, а также значение исполнителей, хлопающих в ладоши.
Главная роль отводилась арфе и лире – струнным щипковым инструментам. В Египте на арфе играли и в убогой хижине, и во дворце фараона, и в роскошных храмах, где арфы были такие огромные, что играть на них можно было только стоя. Существовало много разновидностей арф, как по количеству струн, так по размерам и способу игры. Особыми законами устанавливали, сколько струн должно быть на арфе бедняка, а сколько – у господина. Арфа простолюдина не должна была превышать размерами арфу вельможи.
Струны древних арф делали из жилок или волокон пальмового листа. Играли на ней по-разному: кончиками пальцев, длинными ногтями, специальными пластиночками2.
С древнейших времен музыка в Египте играла важную роль, как в религии, так и в повседневной жизни. Египтяне называли музыку «радость». Огромное значение придавалось не только инструментам, но также и человеческому голосу. Хоровое и сольное пение звучало в храмах, инструментальная музыка – при дворе. Пение и игра на арфе и лютне вообще входили в обязанности жрецов.
Ребята, предлагаю вам вспомнить гимн нашей Республики.
https://www.youtube.com/watch?v=lbanFBeykaM
Домашнее задание:
Ребята, заведите тетрадь по музыке. Запишите тему урока. Напишите эссе по теме «Самый любимый музыкальный инструмент у египтян. Его развитие и эволюция создания».
Жду ваши работы на почте marina.fedchenko.1978@mail.ru
Комментарии
Отправить комментарий