Тема: Музыка-древнейший язык человечества
Здравствуйте,
ребята! Каждый народ имеет свой
музыкальный язык, как и свой разговорный.
И этот музыкальный язык в отличие от языка разговорного понятен всем
другим народам без перевода.
У
каждого народа есть свои музыкальные инструменты, национальные танцы, народные
песни и свои композиторы, своя музыкальная культура.
Народные
музыканты, художники, танцоры, зодчие, мастера – золотые руки из века в век
стремились запечатлеть в художественных творениях думы и чаяния своего народа,
увидеть и понять красоту родной природы, отразить характер и темперамент людей,
передать следующим поколениям традиции, сохранить и преумножить духовное
богатство нации.
Путешествуя
по разным странам, люди знакомятся с культурой этой страны – видят архитектуру,
слышат речь, музыку…
Сегодня мы познакомимся с музыкальными
традициями некоторых стран, но для начала надо знать язык музыки, её
терминологию, чтобы не растеряться в мире музыки, например:
Что
такое фольклор?
Не
случайно произведения устного народного творчества принято называть фольклором,
что в переводе с английского (folс – народ и loге – эрудиция, учение) означает
«народная мудрость». Современную музыкальную культуру невозможно представить
сегодня без обращения к фольклору, этнической музыке (этномузыке).
Из
всех искусств музыка – самое человечное и распространенное.
Жан Поль
Можно
смело утверждать, что музыка возникла одновременно с человечеством. Замечательный
русский писатель Виктор Астафьев оставил такие строки: «Музыка, может быть,
самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада… Я думаю, музыку
человек услышал раньше, чем научился говорить, и заветное «В начале было слово»
- весьма и весьма сомнительно. Нет, в начале был шум ветра, плеск волн, пенье
птиц, шелест травы и звон опадающей листвы. И только переняв у природы звук,
человек сложил из него слово».
Музыкальность
первобытных людей проявлялась в пении, больше похожем на крики, и ритмичных
движениях, которыми они сопровождали трудовую деятельность и магические
ритуалы. Вообще, для древнего человека музыка – это, прежде всего, ритм.
Чувство ритма – самое первозданное, оно связано с биением сердца. Не случайно
древнейшими музыкальными инструментами были ударные. Они возникли в период
формирования у человека речи.
Сегодня
на уроке мы познакомимся с музыкальной культурой Междуречья и Древнего Египта.
1. Музыкальная
культура Междуречья
На
плодородных территориях, омываемых Тигром и Евфратом, находилась Древняя
Месопотамия. Условные хронологические рамки ее существования– c середины IV
тыс. до н. э. по 539 г. до н. э. В разное время здесь располагались царства
Шумера, Аккада, Вавилона и Ассирии. Здесь появилась первая письменность,
которая сыграла важную роль в научно-техническом и культурном развитии
городов-государств.
Вероятно,
Междуречье стало колыбелью первой музыкальной цивилизации. О существовании
различных музыкальных инструментов свидетельствует иконография, барельефы,
посуда, вазы, стелы. При раскопках захоронения в шумерском городе Ур (середина
III тыс. до н.э.) среди драгоценных украшений, шлемов и оружия археологи
обнаружили две богато инкрустированные арфы (zagzal). Из струнных широко
использовались лиры (algar), которые, как и арфы, имели еще очень небольшие
размеры.
Население
Месопотамии обладало высокой техникой изготовления духовых инструментов.
Основным материалом для них служил тростник. Это флейты (tigtigi) и гобой
(abub).
Существовало
также множество ударных инструментов: большие барабаны, маленькие литавры,
кастаньеты, систры, колокольчики.
Инструменты
и репертуар передавались по наследству следующим поколениям, жившим на
территории Месопотамии. К 2000 году до н.э. ассирийцами была усовершенствована
арфа и создан прообраз современной лютни (pantur).
Жизнь
первых общин была тесно связана с религией, поэтому музыка непосредственно
подчинялась религиозным культам. Верховные жрецы, астрологи, математики и
музыканты сочиняли похвальные оды богам. Музыкальные инструменты использовались
также на государственных торжествах.
2. Музыкальная
культура Древнего Египта
Древнеегипетская
цивилизация просуществовала значительный период времени: с середины IV тыс. до
н. э. до IV-VII вв. н. э. О ее музыкальной культуре могут рассказать только
косвенные данные – тексты гимнов и песнопений, произведения скульптуры и
живописи. Любовь древних египтян к музыке видна в многочисленных изображениях
музыкантов и певцов на рельефах и фресках гробниц и храмов. Кроме того,
музыкальная культура египтян нашла отражение и в хозяйственных отчетах,
юридических договорах и даже в пособиях по изучению математики или анатомии.
Инструменты
Древнего Египта, как и в Месопотамии, можно распределить в три основные группы
по типу звукоизвлечения. Струнные щипковые: арфа, лира; духовые: флейта, мизмар
(предшественник гобоя); различные виды ударных инструментов: барабаны, бубны,
трещотки.
Даже
самые ранние изображения египетских музыкантов показывают, что господствующий
тип музицирования – ансамбль. Исполнители на разных инструментах, а также певцы
и танцоры объединялись в разнообразные по составу группы. Изображение солистов
– редкость. В Древнем царстве преобладали ансамбли, состоявшие из нескольких
арф, флейт и кифар, которые аккомпанировали певцам и танцорам. Со временем
состав исполнителей изменялся, усиливается роль ударных, а также значение
исполнителей, хлопающих в ладоши.
Главная
роль отводилась арфе и лире – струнным щипковым инструментам. В Египте на арфе
играли и в убогой хижине, и во дворце фараона, и в роскошных храмах, где арфы
были такие огромные, что играть на них можно было только стоя. Существовало
много разновидностей арф, как по количеству струн, так по размерам и способу
игры. Особыми законами устанавливали, сколько струн должно быть на арфе
бедняка, а сколько – у господина. Арфа простолюдина не должна была превышать
размерами арфу вельможи.
Струны
древних арф делали из жилок или волокон пальмового листа. Играли на ней
по-разному: кончиками пальцев, длинными ногтями, специальными пластиночками2.
С
древнейших времен музыка в Египте играла важную роль, как в религии, так и в
повседневной жизни. Египтяне называли музыку «радость». Огромное значение
придавалось не только инструментам, но также и человеческому голосу. Хоровое и
сольное пение звучало в храмах, инструментальная музыка – при дворе. Пение и
игра на арфе и лютне вообще входили в обязанности жрецов.
Ребята,
предлагаю вам вспомнить гимн нашей Республики.
https://www.youtube.com/watch?v=lbanFBeykaM
Домашнее
задание:
Ребята,
заведите тетрадь по музыке. Запишите тему урока. Напишите эссе по теме «Самый
любимый музыкальный инструмент у египтян. Его развитие и эволюция создания».
Жду
ваши работы на почте marina.fedchenko.1978@mail.ru
Комментарии
Отправить комментарий