Урок музыки в 6А,6Б классах - 13.09.2022

 

Тема: Музыкальная культура разных народов России

Здравствуйте, ребята! Запишите тему урока.

Мы продолжаем путешествие по бескрайним просторам нашей Родины. И я приглашаю вас посетить далекую Республику Тыву, которая находится на юге Сибири, неподалеку от границы с Монголией. Вас удивит ритмичная музыка барабана и необыкновенное пение, которое будто подражает голосам животных и птиц. Не удивляйтесь! Это особенность фольклора тувинского народа. Здесь образы родной природы занимают центральное место. А сейчас послушаем музыку и обратим внимание на звучание народных инструментов:

https://yandex.fr/video/preview/8530483607299744426

-Ребята, что необычного услышали вы в музыке?

- Как звучат инструменты?

- Кому, по вашему мнению, они подражают?

Посмотрите видеоурок по ссылке:

https://yandex.fr/video/preview/9105266514779739710

Ребята, запомните!

Национальные инструменты, горловое пение, сказания и предания, обряды и обычаи Тывы являются неотъемлемой частью музыкальных сокровищ России.

Танцевальная народная музыка отражает всю жизнь народа. Вероятно, поэтому, она так богата образами и жанрами. При всем разнообразии, у всех народов встречаются такие жанры, как линейный и круговой хоровод, пляска. Именно на их основе рождаются уникальные для каждой народной культуры танцевальные жанры.

Например, русский круговой хоровод отличается плавностью движений и преимущественно минорным ладом. Круговой хоровод у бурят – ритмичные, четкие, спорые движения рук и ног. Называется такой хоровод – ёхор. Чаще всего ёхор встречается в мажорном ладу.

Лад – средство музыкальной выразительности, свойство музыки, определяющее ее настроение. Современные музыканты чаще всего используют два лада: мажор и минор.

Вы услышали бодрую, уверенную, яркую музыку? Значит, композитор сочинил ее в мажоре (мажорном ладу). А теперь вам встретилась плаксивая или трагическая музыка? Это настроение ей придает минор (минорный лад).

Название «лад» легко запомнить. Веселая, задорная, солнечная музыка «ладится», звучит «ладно» в мажоре. Грустная, печальная, унылая – «ладится», звучит «ладно» в минорном ладу.

 

Выполните письменно задания:

1.Распределите народные инструменты (игил, лимби, чагадан, хомус) тувинцев по группам:

Смычковые:

Духовые:

Щипковые:

Язычковые:

2. Образуйте пары: способ исполнения тувинских песен – название способа исполнения.

Одновременное исполнение двух разных                         Унисон

 звуков одним исполнителем

Пение одного и того же звука нескольки-                       Многоголосное пение

ми исполнителями

                                                                                              Горловое пение

3. Семиступенный лад, в котором композиторы пишут яркую, задорную, веселую, уверенную музыку.

4. Семиступенный лад, в котором композиторы пишут печальную, грустную, задумчивую или лирическую музыку.

5. С помощью сети Интернет запишите несколько предложений (до 5) о народном инструменте тувинцев (игил, лимби, чагадан, хомус).

 

Работы присылайте на почту marina.fedchenko.1978@mail.ru

Комментарии