Тема: Фольклор в музыке русских композиторов
Здравствуйте, ребята! Запишите тему урока.
Отечественные композиторы в своём творчестве постоянно
обращались к русскому литературному фольклору – сказкам, легендам, преданиям.
Сказка – это рассказ о вымышленных событиях и приключениях. В сказках герои
справляются с любыми трудностями: побеждают злых волшебников, защищают и
освобождают от врагов родную землю. В борьбе со злыми силами им помогают добрые
люди, животные, растения и разные волшебные предметы.
В течение нескольких уроков мы знакомились с русским
народным сказанием, записанным Иваном Петровичем Сахаровым.
«В тридевятом царстве у кудесника в сказочных горах
живёт, растёт Кикимора. От утра до вечера тешит Кикимору кот Баюн, говорит
сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору в хрустальной
колыбели. Ровно через семь лет вырастет Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та
Кикимора, а голова-то у неё манёшенька, со напёрсточек. Стучит, гремит Кикимора
от утра до вечера, свистит, шипит Кикимора с вечера до полуночи, со полуночи до
бела света прядёт кудель конопляную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу
шёлковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».
Кикимора – персонаж русских сказок и мифов. Считалось,
что кикиморы причиняют людям различные неприятности: мешают спать и пугают
различными звуками, досаждают маленьким детям, кидаются различными предметами,
роняют и ломают вещи. Активность кикиморы могла даже вынудить хозяев покинуть
свой дом.
Мы познакомились с музыкальным портретом Кикиморы,
который сочинил русский композитор Анатолий Константинович Лядов.
Его отец был дирижёром Мариинского театра. Его мать
умерла, когда Анатолию было всего шесть лет. И сцена оперного театра, где
работал его отец, часто заменяла ему дом. Мальчиком Лядов участвовал в
репетициях, слушал и знал все арии и хоры из опер. Придя домой, он изображал
перед зеркалом понравившихся персонажей. В театре прошло детство и отрочество
будущего композитора, в музыке он жил, музыкой был занят. В 15 лет Лядов
поступил в Петербургскую консерваторию. Он был талантливым и разносторонним
человеком: рисовал, сочинял стихи, слыл знатоком театра, музыки, истории,
литературы. Учителя говорили о нём: «Он был очень талантлив и при этом умница».
В 23 года ещё совсем молодой композитор Анатолий Лядов стал профессором
Петербургской консерватории.
Большое влияние на его творчество оказал великий
композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. Именно он воспитал в Анатолии
Константиновиче любовь к русскому фольклору. Народное сказание так
заинтересовало Лядова, что портрет Кикиморы сразу лёг в основу симфонической
миниатюры. Тема Кикиморы наводит ужас. Композитор рисует ужимки и прыжки
Кикиморы. По характеру музыки мы видим злого, страшного персонажа. Мелодия
колкая, скачущая, пронзительная. «Стучит, визжит Кикимора, поднимает переполох
и хочет напугать всех, чтобы все разбежались. Да, ей кажется, что она
торжествует, что её все боятся». И вдруг композитор, как по мановению волшебной
палочки, выключает звук: оркестр на несколько мгновений замолкает. Оказывается,
никто не испугался Кикимору, да и некого пугать.
Тему Кикиморы исполняет флейта-пикколо. Этот деревянный духовой инструмент обладает пронзительным и свистящим тембром, звучит на октаву выше обыкновенной флейты.
Анатолий Константинович Лядов явился создателем жанра
«симфоническая миниатюра». Симфоническая миниатюра – это небольшое произведение
для симфонического оркестра.
Ещё один колоритный персонаж – кот Баюн, который
качает в колыбельке Кикимору. Музыкальный инструмент английский рожок исполняет
тему кота Баюна. Она звучит в жанре колыбельной песни. Английский рожок –
деревянный духовой музыкальный инструмент. Он является разновидностью гобоя.
Колыбельная песня –древнейший жанр музыкального
фольклора, который имеет спокойный монотонный характер, обусловленный
повторностью ритмоинтонаций и однообразием припевных слов. Для создания
сказочного образа в произведении композитор использовал тембр инструмента
челесты.
Челеста –это клавишно-ударный инструмент, внешне
сходный с небольшим пианино. Состоит из деревянного корпуса и стальных пластин.
Нажатие клавиши заставляет молоточек ударять по пластине, вызывая её звучание.
Название инструмента происходит от итальянского слова
«небесный». Это один из дополнительных инструментов симфонического оркестра.
В творчестве Лядова есть ещё одна симфоническая
миниатюра, рисующая один из самых распространенных образов русского сказочного
фольклора – Бабу-ягу. Желание создать миниатюру возникло после прочтения
«Народных сказок» Александра Николаевича Афанасьева и «Народных сказаний» Ивана
Петровича Сахарова. Тогда-то и сложился собирательный образ Бабы-яги, наиболее
ярко описанный в сказке из сборника «Василиса Прекрасная». Композитора
привлекло в нём своеобразное сочетание сказочной жути и в то же время скрытой
иронии. «Лядов хотел, чтобы это было и жалкое, и ужасное, и злобное, и
полумифическое существо... Композитора удивил момент сказочного полета:
«...Баба-яга вышла во двор, свистнула, – перед ней явилась ступа с пестом и
помелом. Баба-яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом
след заметает... Скоро послышался в лесу шум: деревья трещали, сухие листья
хрустели...».
Музыка удивительно яркая, красочная, открывается
свистящим унисоном деревянных духовых и струнных инструментов. Остался тихий
отзвук этого свиста у валторн, затем дикие пассажи передают появление ступы и
помела. И начинается картина полета, в непрерывном ритмическом движении, сначала
лихорадочно стучащем, а затем равномерным, все больше набирающим силу.
Итак, мы познакомились с новым жанром «симфоническая
миниатюра», новыми тембрами музыкальных инструментов, композитором Анатолием
Константиновичем Лядовым и с образом Кикиморы в музыке этого композитора.
Выполните письменно тестовые задания:
1.Небольшое
произведение для симфонического оркестра -это:
А) этюд
Б) романс
В) соната
Г) симфоническая
миниатюра
Д) увертюра
2. Какой
композитор создал жанр «симфоническая миниатюра»:
А) Ф.Шуберт
Б) М.Глинка
В)
Н.Римский-Корсаков
Г) А.Лядов
3. Название
музыкального инструмента, которым исполняется тема Кикиморы в произведении
композитора А.Лядова?
А)
английский рожок
Б) флейта
В) челеста
Г)
флейта-пикколо
4. Деревянно-духовой
музыкальный инструмент с резким пронзительным тембром называется:
А) кларнет
Б) гобой
В) жалейка
Г) флейта
Д)
флейта-пикколо
5. Учеником
какого композитора был А.Лядов?
А)
Н.Римский-Корсаков
Б)
П.Чайковский
В) М.Глинка
Г)
М.Мусоргский
6. Название
музыкального инструмента, которым исполняется тема кота Баюна в произведении
композитора А.Лядова:
А) гобой
Б) флейта
В) челеста
Г)
английский рожок
7. При помощи
каких средств музыкальной выразительности композитор А.Лядов раскрыл образ
Кикиморы?
А) мелодия
Б) гармония
В) динамика
Г) ритм
Д) тембр
Е) темп
Ж) лад
8.
Определите великого русского композитора-сказочника:
Б) Фридерик
Шопен
В) Франц
Шуберт
Г) Николай Андреевич Римский-Корсаков
Д) Модест
Петрович Мусоргский
9.
Определите медный духовой инструмент:
А) флейта
Б) труба
В) кларнет
Г) фагот
10. Запишите
фамилию, имя, отчество композитора под соответствующим портретом (Михаил
Иванович Глинка, Николай Андреевич Римский-Корсаков,Анатолий
Константинович Лядов)
Выучите 3 куплет песни Веселый ветер»
https://yandex.fr/video/preview/11103607980663250368
Выполненные
задания высылайте на почту marina.fedchenko.1978@mail.ru
Комментарии
Отправить комментарий