Урок музыки в 8Б классе - 21.06.2022

 Тема: В концертном зале. Симфония№5 П.И.Чайковского. Симфония №1 С.Прокофьева

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим знакомство с шедеврами русской симфонической музыки.

Давайте вспомним:

Симфония – (от греч. – simphonia – созвучие) – ведущий жанр оркестровой музыки, сложное, богато развитое многочастное музыкальное произведение. По своему значению в музыке сравнима с драмой или романом в литературе. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава (симфонического), но существуют и симфонии для струнного, камерного, духового и других оркестров; в симфонию могут вводиться хор и сольные вокальные голоса. 

Почти все симфонии, написанные венскими классиками (В.Моцартом, Й.Гайдном, Л.Бетховеном), имеют четыре части:

Iчасть: Сонатное аллегро. Быстрая и наиболее драматичная, иногда предваряется медленным вступлением. Как правило, пишется в форме сонатного аллегро, но далеко не все первые части звучат в быстром темпе.

 II часть. Медленная, задумчивая, посвящена мирным картинам природы, лирическим переживаниям, элегичная, пасторальная, скорбная или трагическая по настроению.

III часть. Менуэт. Это игра, веселье, картины народной жизни.

IV часть. Быстрый финал, близкий к народной, песенно-танцевальной, жанрово-бытовой музыке. Он (как итог всех частей) отличается жизнеутверждающей концепцией.

Посмотрите видеоурок по ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=AWFbdE_8gQo

Итак, ребята, вы узнали, что С. Прокофьев – крупнейший композитор XX столетия.

 Музыка его прочно связана с традициями прошлого, но, вместе с тем, является новаторством в области музыкального языка, средств выразительности, приемов музыкальной драматургии. В симфонической музыке достижения композитора велики: начиная симфонической сказкой «Петя и Волк» и заканчивая семью симфониями.

В Симфонии № 1 Прокофьев оригинально претворил черты гайдновского симфонизма. Не случайно она названа «Классическая». В ней сохранены логика и строгость, концепция классической формы XVIII века, и в то же время её отличает современный музыкальный язык. Музыка полна острых, «колючих» тем, стремительных пассажей, ярких акцентов., новизны гармоний. В финале звучит ослепительная радость. Не случайно на музыку Симфонии ставились хореографические композиции.

Человек и его судьба – это сложная философская тема на протяжении всей жизни болезненно волновала великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Постоянно терзаемый душевными муками и находясь в состоянии глубокого психологического кризиса, он все тягостные переживания талантливо отображал в своих сочинениях. Первым таким творением гениального маэстро, повествующем о жизни человека и грозной силе рока, стала «Симфония № 4», а продолжение эта тема получила в «Симфонии № 5» - произведении, которое замечательный русский композитор Сергей Иванович Танеев характеризовал как одно из лучших сочинений Петра Ильича. 

История создания

В 1877 году Пётр Ильич Чайковский, отойдя в своём творчестве от лирико-психологического направления, написал знаковое произведение - плод пылкого душевного устремления, в котором с неимоверной силой продемонстрировал схватку человека с неизбежностью судьбы – роком. Этим творением композитора, вошедшим в историю отечественной музыки как психологическая драма, была «Симфония № 4». Прошло десять лет, но проблемы, которые волновали маэстро в 37-ми летнем возрасте, продолжали будоражить его душу. За такое длительное время мысли, чувства, взгляды на жизнь и религию у Чайковского, несомненно, изменились. С чем-то он смирился, а что-то считал уже не столь важным, но, тем не менее, вновь и вновь размышлял на волнующую его тему: человек, судьба и роковые силы, препятствующие устремлению ко всему светлому.

Тяжкие думы и душевные мучения, преследовавшие Петра Ильича, он старался заглушить напряжённой работой. Осенью 1887 года маэстро стоял за дирижёрским пультом в Мариинском театре на премьерных спектаклях «Чародейки», затем был приглашён в Москву для участия в симфонических концертах. Далее ему предстояло большое концертное турне по странам Европы с посещением Берлина, Лейпцига, Гамбурга, Праги, Лондона и Парижа.

Эти гастроли для 48-ми летнего композитора были триумфальными и насыщенными новыми приятными знакомствами. Впоследствии у Чайковского остались сердечные воспоминания о встречах с норвежским композитором Эдвардом Григом, а также с восьмидесятилетним директором Филармонического общества в Гамбурге, почтенным Теодором Аве-Лаллеманом, которого Пётр Ильич называл своим большим другом.

Вернувшись на родину после четырехмесячных утомительных поездок, Чайковский в апреле 1988 года уединился в усадьбе «Фроловское» и приступил к работе над своим новым произведением – «Симфонией № 5», мысль, о написании которой вынашивал ещё находясь за границей. Душевное состояние композитора в тот период продолжало оставаться напряжённым, сочинение симфонии поначалу давалось ему с таким трудом, что маэстро уже начал сомневаться в своих силах: не иссякли ли его творческие возможности. Однако к середине августа произведение, создаваемое при постоянных переделках и перекройках, было закончено, а осенью полностью откорректировано.

Премьерное исполнение Пятой симфонии состоялось 5 ноября того же года на концерте Санкт-Петербургского филармонического общества, программа которого включала только произведения Петра Ильича. Московские меломаны познакомились с новым сочинением композитора 10 декабря на концерте, представленном Русским Музыкальным Обществом. В обеих столицах за дирижёрским пультом стоял сам автор. Слушатели Петербурга и Москвы приняли симфонию довольно радушно, однако мнения критиков относительно нового произведения не были единогласны, да и сам маэстро о своем творении отзывался весьма нелестно. В письмах друзьям он писал, что считает его неудачным: излишне пёстрым, неискренним и даже отталкивающим. Только спустя несколько месяцев, после исполнения симфонии в Гамбурге, Чайковский изменил отношение к своему созданию, наконец-то признав его достоинства. 

Интересные факты

Пётр Ильич Чайковский написал «Симфонию № 5» удалившись в усадьбу «Фроловское», располагающуюся неподалёку от города Клин. Композитору настолько нравился этот «рай небесный», что он даже мечтал его выкупить и быть там захороненным. Живописная природа имения вдохновила Петра Ильича не только на сочинение гениальной симфонии, но и таких выдающихся шедевров, как увертюра-фантазия «Гамлет», балет «Спящая красавица», секстет «Воспоминание о Флоренции», романсы (ор. 65). Помимо того, во «Фроловском» маэстро сделал инструментовку оперы «Пиковая дама».

Пятая симфония была первым произведением, премьерным исполнением которого дирижировал сам Чайковский. Композитор не любил вставать к дирижёрскому пульту, так как ещё в юном возрасте у него был неудачный опыт, оставивший на всю жизнь неблагоприятные воспоминания. Стараясь преодолеть возникший «комплекс», Пётр Ильич внутренней силой принуждал себя брать дирижёрскую палочку и вставать к оркестру.

В 1888 году, во время своей гастрольной поездки по Европе, Пётр Ильич познакомился с основателем и директором Филармонического общества в Гамбурге Теодором Аве-Лаллеманом, который, несмотря на свой почтенный восьмидесятилетний возраст, безукоризненно организовал концерты композитора. Приятное общение с почтенным старцем, посещающим все репетиции Чайковского, оставили у маэстро много хороших воспоминаний. Чтобы засвидетельствовать своё почтение к такому уважаемому человеку, Пётр Ильич посвятил ему своё новое произведение, написанное после большого гастрольного турне – «Симфонию №5». Весной следующего года композитор специально посетил Гамбург, чтобы представить Аве-Лаллеману своё посвящение, однако, к сожалению, из-за болезни пожилой человек не смог присутствовать на концерте.

В Соединённых Штатах «Симфонию №5» изначально встретили весьма недоброжелательно. Произведение настолько не понравилось публике, что после концертов она была настроена агрессивно, а в газетных публикациях Чайковского называли «диким казаком» и «диким калмыком».

Знаменитое соло валторны из второй части «Симфонии №5» входит в оркестровые трудности. По качеству исполнения этого соло оценивается профессиональное мастерство валторниста.

Прослушав исполнение симфонии, многие предполагают, что тему вступления исполняет бас-кларнет. В действительности её проведение композитор доверил двум кларнетам, звучащим в унисон в низкой тесситуре, не характерной для данного инструмента. Эта тема входит в перечень оркестровых трудностей для кларнета.

Более ста двадцати лет прошло с тех пор, как великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский представил на суд слушателей свою завораживающую красотой музыки «Симфонию №5». Всё это время музыкальные критики и знаменитые дирижёры стараются постичь скрытый смысл этого выдающегося произведения и разгадать замысел маэстро: кто же всё-таки вышел победителем в жестокой схватке человека с его судьбой?

https://www.youtube.com/watch?v=MLs_rF_zJt0

Комментарии