Тема: «В каждой мимолетности вижу я миры»
Здравствуйте, ребята! «Цвет – это клавиша; глаз – молоточек; душа – многострунный рояль», – так говорил один из основоположников абстракционизма Василий Васильевич Кандинский. Художник интересовался синтезом видов искусств и создавал картины, в которых звучала музыка.
Оригинальные образы Кандинского перекликаются со смелыми творческими замыслами современника, крупнейшего композитора XX века, «поэта радости» – Сергея Сергеевича Прокофьева.
На этом уроке вы узнаете:
- что общего между пьесами из цикла фортепианных миниатюр «Мимолётности» Сергея Прокофьева и картинами Василия Кандинского;
- кто из великих русских композиторов интересовался идеей синтеза музыки и живописи и писал произведения в жанрах: музыкальные пейзажи, сказочные портреты, бытовые картинки.
Посмотрите видеоурок по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=7IA_XuoqjOQ
Ребята, запомните!
Блестящий пианист, композитор и дирижёр Сергей Сергеевич Прокофьев, один из выдающихся музыкантов XX столетия, работал во всех музыкальных жанрах и в каждый привнес свой неповторимый новаторский стиль. Цикл миниатюр из 20 пьес «Мимолётности» занимает в его фортепианном творчестве особое место. Он стал словарём основных образов Прокофьева. Все пьесы по характеру и настроению можно разделить по группам: сказочные («Мимолётность № 1»), нежные и лирические («Мимолётность № 7»), юмористические («Мимолётность № 10»), драматические.
Ещё один известный фортепианный цикл – «Картинки с выставки». Это произведение было создано смелым реформатором XIX века Модестом Петровичем Мусоргским всего за три недели в 1874 году, под впечатлением от выставки архитектора и декоратора Виктора Гартмана. Каждый эскиз художника Мусоргский трактовал по-своему: он превратил «Часы» в полёт Бабы-яги, костюмы к балетной постановке – в «Балет невылупившихся птенцов», а городские ворота в древнерусском стиле стали «Богатырскими воротами».
Мусоргский, подобно художнику, создавал живописные музыкальные полотна. Один из самых ярких образов русской симфонической музыки – вступление «Рассвет на Москве-р Модест Петрович Мусоргский (1839–1881) – великий русский композитор XIX столетия.
Среди своих современников Мусоргский выделялся как смелый новатор и оказал огромное влияние на развитие мировой музыкальной культуры.
По семейной традиции Мусоргский начал свой путь с карьеры военного, но знакомство со знаменитыми композиторами А. Даргомыжским, Ц. Кюи и М. Балакиревым открыли перед ним новые горизонты.
Особое внимание в своём творчестве композитор уделял жанру оперы.
Мусоргскому удалось воплотить в жизнь два крупных замысла. Оперы «Борис Годунов» (1869 г.) и «Хованщина» (задумана около 1872 года) – выдающиеся творения композитора.
«Хованщина» – народная музыкальная драма в пяти действиях. Либретто к опере Мусоргский написал впервые сам, взяв за основу сложный и смутный период истории Российского государства, связанный со стрелецкими бунтами 1682 – 1698 годов. Главный герой оперы – князь Иван Хованский, предводитель бунтовщиков.еке» к опере «Хованщина».
Устно выполните задания:
1. Как называлось направление фортепианной музыки XX века, одним из основателей которого был С. С. Прокофьев?
- неоклассическое
- романтическое
- классическое
2. Кто из известных музыкантов заметил одарённость юного С. Прокофьева? Выберите правильные ответы.
- Д. Д. Шостакович
- Р. М. Глиэр
- С. И. Танеев
- И. Ф. Стравинский
- П. И. Чайковский
3. Соедините попарно автора и его произведение
С.С.Прокофьев Стихотворение «В каждой мимолётности вижу я миры»
К.Д.Бальмонт Фортепианный цикл «Мимолётности»
4. Как назвалась первая опера С. С. Прокофьева?
- «Игрок»
- «Любовь к трем апельсинам»
- «Война и мир»
- «Великан»
5. Добавьте правильные подписи к портретам известных композиторов (Н.А.Римский-Корсаков, С.В.Рахманинов, М.П.Мусоргский, С.С.Прокофьев, П.И.Чайковский)
6. Вставьте в определение пропущенные слова.
Фортепианный цикл – многочастное ________ из нескольких самостоятельных ________, объединённых общим __________.
7. Запишите в таблицу авторов музыкальных произведений.
Фортепианный цикл «Мимолётности» |
|
Фортепианный цикл «Картинки с выставки» |
|
8. С картинами какого художника можно сравнить пьесы фортепианного цикла «Мимолетности»?
- Ильи Репина
- Виктора Гартмана
- Василия Кандинского
9. Между «Мимолётностями» С. Прокофьева и картинами В. Кандинского много общего. Запишите лишнюю характеристику.
Яркие акценты; контрастная динамика; упругие ритмы; ломаный мелодический рисунок; конкретный сюжет и реальный образ.
10. Какая опера начинается вступлением «Рассвет на Москве-реке»?
- опера «Борис Годунов»
- опера «Хованщина»
- опера «Сказка о царе Салтане»
- опера «Великан».
Комментарии
Отправить комментарий