Урок музыки в 5Б классе - 20.06.2022

  

Тема: «В каждой мимолетности вижу я миры»

Здравствуйте, ребята! «Цвет – это клавиша; глаз – молоточек; душа – многострунный рояль», – так говорил один из основоположников абстракционизма Василий Васильевич Кандинский. Художник интересовался синтезом видов искусств и создавал картины, в которых звучала музыка.

Оригинальные образы Кандинского перекликаются со смелыми творческими замыслами современника, крупнейшего композитора XX века, «поэта радости» – Сергея Сергеевича Прокофьева.

На этом уроке вы узнаете:

- что общего между пьесами из цикла фортепианных миниатюр «Мимолётности» Сергея Прокофьева и картинами Василия Кандинского;

- кто из великих русских композиторов интересовался идеей синтеза музыки и живописи и писал произведения в жанрах: музыкальные пейзажи, сказочные портреты, бытовые картинки.



Посмотрите видеоурок по ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=7IA_XuoqjOQ

Ребята, запомните!

Блестящий пианист, композитор и дирижёр Сергей Сергеевич Прокофьев, один из выдающихся музыкантов XX столетия, работал во всех музыкальных жанрах и в каждый привнес свой неповторимый новаторский стиль. Цикл миниатюр из 20 пьес «Мимолётности» занимает в его фортепианном творчестве особое место. Он стал словарём основных образов Прокофьева. Все пьесы по характеру и настроению можно разделить по группам: сказочные («Мимолётность № 1»), нежные и лирические («Мимолётность № 7»), юмористические («Мимолётность № 10»), драматические.

Ещё один известный фортепианный цикл – «Картинки с выставки». Это произведение было создано смелым реформатором XIX века Модестом Петровичем Мусоргским всего за три недели в 1874 году, под впечатлением от выставки архитектора и декоратора Виктора Гартмана. Каждый эскиз художника Мусоргский трактовал по-своему: он превратил «Часы» в полёт Бабы-яги, костюмы к балетной постановке – в «Балет невылупившихся птенцов», а городские ворота в древнерусском стиле стали «Богатырскими воротами».

Мусоргский, подобно художнику, создавал живописные музыкальные полотна. Один из самых ярких образов русской симфонической музыки – вступление «Рассвет на Москве-р Модест Петрович Мусоргский (1839–1881) – великий русский композитор XIX столетия.

Среди своих современников Мусоргский выделялся как смелый новатор и оказал огромное влияние на развитие мировой музыкальной культуры.

По семейной традиции Мусоргский начал свой путь с карьеры военного, но знакомство со знаменитыми композиторами А. Даргомыжским, Ц. Кюи и М. Балакиревым открыли перед ним новые горизонты.

Особое внимание в своём творчестве композитор уделял жанру оперы.

 

Мусоргскому удалось воплотить в жизнь два крупных замысла. Оперы «Борис Годунов» (1869 г.) и «Хованщина» (задумана около 1872 года) – выдающиеся творения композитора.

«Хованщина» – народная музыкальная драма в пяти действиях. Либретто к опере Мусоргский написал впервые сам, взяв за основу сложный и смутный период истории Российского государства, связанный со стрелецкими бунтами 1682 – 1698 годов. Главный герой оперы – князь Иван Хованский, предводитель бунтовщиков.еке» к опере «Хованщина».

 

Устно выполните задания:

1. Как называлось направление фортепианной музыки XX века, одним из основателей которого был С. С. Прокофьев?

- неоклассическое

- романтическое

- классическое

2. Кто из известных музыкантов заметил одарённость юного С. Прокофьева? Выберите правильные ответы.

- Д. Д. Шостакович

- Р. М. Глиэр

- С. И. Танеев

- И. Ф. Стравинский

- П. И. Чайковский

3. Соедините попарно автора и его произведение

С.С.Прокофьев                Стихотворение «В каждой мимолётности вижу я миры»

К.Д.Бальмонт                  Фортепианный цикл «Мимолётности»

4.  Как назвалась первая опера С. С. Прокофьева?

- «Игрок»

- «Любовь к трем апельсинам»

- «Война и мир»

- «Великан»

5. Добавьте правильные подписи к портретам известных композиторов (Н.А.Римский-Корсаков, С.В.Рахманинов, М.П.Мусоргский, С.С.Прокофьев, П.И.Чайковский)

 







6. Вставьте в определение пропущенные слова.

Фортепианный цикл – многочастное ________ из нескольких самостоятельных ________, объединённых общим __________.

7. Запишите в таблицу авторов музыкальных произведений.

Фортепианный цикл «Мимолётности»

 

Фортепианный цикл «Картинки с выставки»

 

8. С картинами какого художника можно сравнить пьесы фортепианного цикла «Мимолетности»?

- Ильи Репина

- Виктора Гартмана

- Василия Кандинского

9. Между «Мимолётностями» С. Прокофьева и картинами В. Кандинского много общего. Запишите лишнюю характеристику.

Яркие акценты; контрастная динамика; упругие ритмы; ломаный мелодический рисунок; конкретный сюжет и реальный образ.

10. Какая опера начинается вступлением «Рассвет на Москве-реке»?

- опера «Борис Годунов»

- опера «Хованщина»

- опера «Сказка о царе Салтане»

- опера «Великан».

Комментарии