Тема: Обобщающий урок – от классики к современности
На уроке вы узнаете:
§ Какую
музыку и почему называют «третьим направлением»
Вы повторите
§ Оперу
А. Бородина «Князь Игорь» и Балет Б. Тищенко «Ярославна»
§ Мюзикл
Ж. Пресгурвика «Ромео и Джульетта» и рок-оперу Э. Артемьева «Преступление и
наказание»
Ключевые слова:
Классика, кино, опера, балет, мюзикл, сюжет, образ, интерпретация
Вы уже знаете, что классической музыкой называют не только сочинения,
написанные в эпоху классицизма. Это может быть и музыка композиторов-романтиков,
импрессионистов, представителей других стилевых направлений. Единственным
критерием является художественная ценность, непреходящее значение того или
иного произведения для человечества
В этом полугодии мы вновь обратились образцам классических жанров:
оперы, балета, симфонии. Но наряду с этим знакомились и с современными видами
музыки: мюзиклом, рок-оперой, музыкой кино. И обнаруживали, что некоторые
явления в искусстве очень трудно назвать только классическими или только
современными – настолько тесно переплетаются в них элементы культурных традиций
с современными темами и новыми направлениями искусства.
Музыка Моцарта, Бетховена, Чайковского, Рахманинова продолжает звучать
в концертных залах. Если на сцене выступают талантливые исполнители, то в зале
нет ни одного свободного места! Наши современники находят в этой музыке ответы
на волнующие их вопросы. Значит, эти произведения не утратили своей
актуальности, они современны…
С другой стороны, альтернативные музыкальные стили – джаз, рок
существуют уже не один десяток лет. И многие джазовые мелодии, композиции
рок-групп тоже давно стали классическими. Да и музыканты симфонических
оркестров охотно исполняют аранжировки этих мелодий в своих концертах.
Получается, что никакие они не альтернативные - эти разные музыкальные
направления…
А когда современные рэперы или участники шоу «Голос» перепевают
известные классические мелодии, то зал взрывается удвоенными аплодисментами – и
в честь талантливого исполнения, и с приветствием знакомого произведения. Таким
образом классика и современность постоянно взаимодействуют, обогащают друг
друга.
Может измениться выразительный язык искусства. Но главная его тема –
человек и его судьба – останется в центре внимания. И каждое новое поколение с
неизменной остротой будет решать для себя проблему смысла жизни, своего предназначения.
Будет искать свою красоту и свою правду. И найденные предшественниками
художественные образы послужат точками опоры в этих непростых поисках.
Вот князь Игорь – у Бородина он образец мужества, воинской доблести.
Как поступить герою по чести? «Плен, постыдный плен» - в отчаянии восклицает он
в своей арии. Но и решиться на побег ему нелегко. Ведь Хан Кончак относится к
нему как к равному. Во вражеском стане князь Игорь живет на правах гостя. И
этот враг предлагает ему дружбу… А разве в нашей современной жизни не
встречаются нам враги, благородно предлагающие «удобный плен»?.. Есть над чем
задуматься современному человеку.
С момента создания оперы Бородина проходит 100 лет и композитор Борис
Тищенко смотрит на этот же сюжет совершенно иными глазами. Героический ореол,
созданный вокруг образа князя, наш современник ставит под сомнение. В самом
деле, исторические летописи свидетельствуют, что Князь Игорь был движим скорее
тщеславием, нежели заботой о защите русских рубежей.
Вот как говорит об этом древний летописец.
О,
стонать Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей!.. Ибо сказал
брат брату: «Это моё, и то моё же». И стали князья про малое «это великое»
говорить и сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили с
победами на землю Русскую. Тоска разлилась по Русской земле; печаль обильная
потекла посреди земли Русской.
Тогда
великий Святослав изронил «золотое слово», со слезами смешанное: «Уже пал позор
на славу. Склоните стяги свои, вложите в ножны свои мечи повреждённые, ибо
лишились вы славы дедов. Вы ведь своими крамолами начали наводить поганых на
землю Русскую». Зло сказали Игорь и Всеволод: «Помужествуем сами: прошлую славу
себе похитим, а будущую сами поделим!»
Безрассудством своим князь погубил дружину, подверг смертельной
опасности свою семью и родную землю. Антигероем считает его Тищенко. А
восхищение истинным подвигом любви и верности вызывает у него Ярославна. Та же
самая история, те же самые герои… Но как по-разному прочитан один и тот же
сюжет композитором-классиком и нашим современником….
В музыкальном языке балета тоже много таких созвучий, которые во
времена Бородина никто не использовал: Диссонанс, красочные звуковые пятна
неопределённой высоты (сонорика), случайные сочетания звуков и ритмов
(алеаторика). Но в межкультурном диалоге с ними переплетаются элементы
фольклорных интонаций и молитвенных напевов – это и есть современный
музыкальный язык, наполненный цитатами явными и неявными. Такую причудливую интонационную
смесь композитор вкладывает в традиционный жанр балета. И в этом опять-таки
классика и современность оказываются неразделимы.
Ничто не ново под луной… Все истории начинаются одинаково…
- узнаёте цитату из «Ромео и Джульетты»? Шесть веков подряд люди вновь и вновь
рассказывают друг другу эту историю – на языке оперы или балета, кино или
мюзикла.
Меняется внешняя сторона – ритм-группа
ударных сопровождает даже лирический дуэт главных героев; спецэффекты и
компьютерная графика рисуют фантастические декорации. Но внутреннее содержание
– разве оно изменилось? Также, как и 600
лет назад, сердца ликуют от вдохновения всепоглощающей любви. А потом –
замирают от невыразимой горечи жестокой расплаты за глупые, бессмысленные
распри.
Мюзиклы и рок-оперы, классика в современной обработке часто
оказываются как бы между двумя полюсами – музыкой лёгкой, развлекательной с
одной стороны; и музыкой серьёзной, затрагивающей важные темы – с другой.
Именно поэтому такие произведения иногда относят к «третьему направлению». На доступном и всем понятном музыкальном
языке они «разговаривают» на важные темы.
Вечные темы искусства в каждую историческую эпоху то
ненадолго замирают, то разгораются с новой силой. Наверное, у каждого поколения
свои акценты и свои главные вопросы.
Подвиг по имя любви, подвиг во имя Родины… Кто и на какой
подвиг способен сегодня? Готов ли наш современник пожертвовать собой? Или,
может быть лучше пожертвовать кем-то другим? – Как это сделал Родион
Раскольников….
Эдуард Артемьев – автор рок-оперы «Преступление и
наказание» - выдающийся композитор современности. Он «говорит» с нами и на
языке рок-культуры, и на фольклорном музыкальном диалекте, свободно переходит с
джазового стиля на академическую классику и обратно. Музыкальное многоязычие
современного мира – это прекрасная возможность пообщаться с людьми не только
других стран и континентов, но и с представителями других эпох, познакомиться с
разными взглядами на жизнь и впитать в себя то лучшее, что было создано
человеческой культурой.
Выполните задания и
ответьте на вопросы:
- Какую музыку называют классической?
-
любые музыкальные произведения, созданные в
прошлом
-
музыкальные произведения, имеющие непреходящую
ценность для культуры
-
музыкальные произведения, созданные
представителями стиля «классицизм»
- Выберите верное утверждение
-
В основе оперы А. Бородина «Князь Игорь» и
балета Б.Тищенко «Ярославна» лежат разные сюжеты
-
В основе оперы А. Бородина «Князь Игорь» и
балета Б.Тищенко «Ярославна» лежит один и тот же сюжет. Его смысл авторы
понимают одинаково, но произведения различаются по стилистике, музыкальному
языку.
-
В основе оперы А. Бородина «Князь Игорь» и
балета Б.Тищенко «Ярославна» лежит один и тот же сюжет. Его смысл авторы
трактуют по-разному, произведения различаются также и по стилистике,
музыкальному языку.
- Среди перечисленных произведений отметьте музыку Э.
Артемьева
-
Рок-опера «Юнона и Авось»
-
Рок- опера «Преступление и наказание»
-
Мюзикл «Кошки»
-
Мюзикл «Норд Ост»
-
Музыка к кинофильму «Встречный»
-
Музыка к кинофильму «Свой среди чужих, чужой
среди своих»
- Для какого музыкального направления характерны
синкопированный ритм, свинг, импровизация?
-
Классика
-
Джаз
-
Рок
- Сколько частей в Симфонии № 8 «Неоконченной» Ф.
Шуберта?
-
1
-
2
-
3
-
4
-
5
- В каких жанрах написаны эти произведения? Составьте
правильные пары:
Балет |
|
«Иисус Христос –
суперзвезда» |
|
|
|
Рок-опера |
|
«Призрак оперы» |
|
|
|
Мюзикл |
|
«Ярославна» |
- Что из перечисленного относится к музыке третьего
направления?
- Опера А.
Бородина «Князь Игорь»
- балет
С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»
- мюзикл
Л. Бернстайна «Вестсайдская история»
- мюзикл Э.л. Уэббера «Кошки»
- рок-опера Е. Л. Уэббера «Иисус Христос
– суперзвезда»
- симфония С. Прокофьева № 1
«Классическая»
- музыка М. Леграна к кинофильму
«Шербургские зонтики»
- Кто является автором музыки к спектаклю Московского
театра на Таганке «Ревизская сказка»?
-
С. Прокофьев
-
Д. Шостакович
-
А. Шнитке
-
Э. Артемьев
-
Б. Тищенко
- Кто из композиторов является автором этих
произведений?
Мюзикл «Ромео и
Джульетта» |
|
М. Легран |
|
|
|
Музыка к кинофильму
«Шербургские зонтики» |
|
Э. Артемьев |
|
|
|
Рок-опера
«Преступление и наказание» |
|
Ж. Пресгурвик |
- Как называется метод музыкальной композиции с
незакрепленным звуковым текстом?
- сонорика
- алеаторика
- полистилистика
Жду ваши работы на почте marina.fedchenko.1978@mail.ru
Комментарии
Отправить комментарий