Тема: Симфония№5 П.И.Чайковского
Человек и его судьба – это сложная
философская тема на протяжении всей жизни болезненно волновала великого
русского композитора Петра Ильича Чайковского. Постоянно терзаемый душевными
муками и находясь в состоянии глубокого психологического кризиса, он все
тягостные переживания талантливо отображал в своих сочинениях. Первым таким
творением гениального маэстро, повествующем о жизни человека и грозной силе
рока, стала «Симфония № 4», а продолжение эта тема получила в «Симфонии № 5» -
произведении, которое замечательный русский композитор Сергей Иванович Танеев
характеризовал как одно из лучших сочинений Петра Ильича.
История
создания
В 1877 году Пётр Ильич Чайковский, отойдя
в своём творчестве от лирико-психологического направления, написал знаковое
произведение - плод пылкого душевного устремления, в котором с неимоверной
силой продемонстрировал схватку человека с неизбежностью судьбы – роком. Этим
творением композитора, вошедшим в историю отечественной музыки как
психологическая драма, была «Симфония № 4». Прошло десять лет, но проблемы,
которые волновали маэстро в 37-ми летнем возрасте, продолжали будоражить его
душу. За такое длительное время мысли, чувства, взгляды на жизнь и религию у
Чайковского, несомненно, изменились. С чем-то он смирился, а что-то считал уже
не столь важным, но, тем не менее, вновь и вновь размышлял на волнующую его
тему: человек, судьба и роковые силы, препятствующие устремлению ко всему
светлому.
Тяжкие думы и душевные мучения,
преследовавшие Петра Ильича, он старался заглушить напряжённой работой. Осенью
1887 года маэстро стоял за дирижёрским пультом в Мариинском театре на
премьерных спектаклях «Чародейки», затем был приглашён в Москву для участия в
симфонических концертах. Далее ему предстояло большое концертное турне по
странам Европы с посещением Берлина, Лейпцига, Гамбурга, Праги, Лондона и
Парижа.
Эти гастроли для 48-ми летнего композитора
были триумфальными и насыщенными новыми приятными знакомствами. Впоследствии у
Чайковского остались сердечные воспоминания о встречах с норвежским
композитором Эдвардом Григом, а также с восьмидесятилетним директором
Филармонического общества в Гамбурге, почтенным Теодором Аве-Лаллеманом,
которого Пётр Ильич называл своим большим другом.
Вернувшись на родину после четырехмесячных
утомительных поездок, Чайковский в апреле 1988 года уединился в усадьбе
«Фроловское» и приступил к работе над своим новым произведением – «Симфонией №
5», мысль, о написании которой вынашивал ещё находясь за границей. Душевное
состояние композитора в тот период продолжало оставаться напряжённым, сочинение
симфонии поначалу давалось ему с таким трудом, что маэстро уже начал
сомневаться в своих силах: не иссякли ли его творческие возможности. Однако к
середине августа произведение, создаваемое при постоянных переделках и
перекройках, было закончено, а осенью полностью откорректировано.
Премьерное исполнение Пятой симфонии
состоялось 5 ноября того же года на концерте Санкт-Петербургского
филармонического общества, программа которого включала только произведения
Петра Ильича. Московские меломаны познакомились с новым сочинением композитора
10 декабря на концерте, представленном Русским Музыкальным Обществом. В обеих
столицах за дирижёрским пультом стоял сам автор. Слушатели Петербурга и Москвы
приняли симфонию довольно радушно, однако мнения критиков относительно нового
произведения не были единогласны, да и сам маэстро о своем творении отзывался
весьма нелестно. В письмах друзьям он писал, что считает его неудачным: излишне
пёстрым, неискренним и даже отталкивающим. Только спустя несколько месяцев,
после исполнения симфонии в Гамбурге, Чайковский изменил отношение к своему
созданию, наконец-то признав его достоинства.
Интересные факты
Пётр Ильич Чайковский написал «Симфонию №
5» удалившись в усадьбу «Фроловское», располагающуюся неподалёку от города
Клин. Композитору настолько нравился этот «рай небесный», что он даже мечтал
его выкупить и быть там захороненным. Живописная природа имения вдохновила
Петра Ильича не только на сочинение гениальной симфонии, но и таких выдающихся
шедевров, как увертюра-фантазия «Гамлет», балет «Спящая красавица», секстет
«Воспоминание о Флоренции», романсы (ор. 65). Помимо того, во «Фроловском»
маэстро сделал инструментовку оперы «Пиковая дама».
Пятая симфония была первым произведением,
премьерным исполнением которого дирижировал сам Чайковский. Композитор не любил
вставать к дирижёрскому пульту, так как ещё в юном возрасте у него был
неудачный опыт, оставивший на всю жизнь неблагоприятные воспоминания. Стараясь
преодолеть возникший «комплекс», Пётр Ильич внутренней силой принуждал себя
брать дирижёрскую палочку и вставать к оркестру.
В 1888 году, во время своей гастрольной
поездки по Европе, Пётр Ильич познакомился с основателем и директором
Филармонического общества в Гамбурге Теодором Аве-Лаллеманом, который, несмотря
на свой почтенный восьмидесятилетний возраст, безукоризненно организовал
концерты композитора. Приятное общение с почтенным старцем, посещающим все
репетиции Чайковского, оставили у маэстро много хороших воспоминаний. Чтобы
засвидетельствовать своё почтение к такому уважаемому человеку, Пётр Ильич
посвятил ему своё новое произведение, написанное после большого гастрольного
турне – «Симфонию №5». Весной следующего года композитор специально посетил
Гамбург, чтобы представить Аве-Лаллеману своё посвящение, однако, к сожалению,
из-за болезни пожилой человек не смог присутствовать на концерте.
В Соединённых Штатах «Симфонию №5»
изначально встретили весьма недоброжелательно. Произведение настолько не
понравилось публике, что после концертов она была настроена агрессивно, а в
газетных публикациях Чайковского называли «диким казаком» и «диким калмыком».
Знаменитое соло валторны из второй части
«Симфонии №5» входит в оркестровые трудности. По качеству исполнения этого соло
оценивается профессиональное мастерство валторниста.
Прослушав исполнение симфонии, многие
предполагают, что тему вступления исполняет бас-кларнет. В действительности её
проведение композитор доверил двум кларнетам, звучащим в унисон в низкой
тесситуре, не характерной для данного инструмента. Эта тема входит в перечень
оркестровых трудностей для кларнета.
Содержание
Симфония № 5 (e-moll) представляет собой
четырёхчастную композицию, которая начинается суровой и скорбной темой в
исполнении первого и второго кларнета в унисон под угрюмый аккомпанемент
струнных инструментов, звучащих в низком регистре. По своей сути это траурный
марш, символизирующий неотвратимые, роковые силы, которые преследуют человека
на протяжении всей жизни. Может быть поэтому композитор и проводит заявленную
во вступлении мрачную тему судьбы сквозь всё произведение.
Первая часть - Andante. Allegro con anima. Главная
партия, которая непосредственно следует за интродукцией, поначалу звучит очень
тихо и робко. В исполнении кларнета и фагота она по характеру близка теме
вступления и поначалу тоже напоминает сумрачный марш. Далее музыка значительно
преображается: из-за обостряющейся ритмики движение становится порывистым. Постепенно
нарастающая динамика приводит к эмоциональной кульминации раздела. Стремительно
развивающаяся главная партия уступает место новому музыкальному образу -
распевной с романтическим оттенком побочной партии, средним эпизодом которой
является нежный и чувственный вальс. Затем лирическая тема прерывается резкими
аккордами, возвращающими к драматическому музыкальному повествованию. В
разработке накал столкновений усиливается, а трагизм музыки увеличивается.
Вторая часть - Andante cantabile, con
alcuna licenza, являющаяся ярчайшим образцом лирики Чайковского, начинается
печальным хоралом в исполнении альтов, виолончелей и контрабасов, на который
затем накладывается задушевное соло валторны. К этому проникновенному напеву
присоединяются лиричные мотивы кларнета и гобоя. Всё перерастает в красивую
выразительную элегию с бескрайним разливом мелодии, которую внезапно прерывает
суровая тема рока. После кратковременной паузы тема элегии возвращается, но на
этот раз она получает интенсивное развитие, и становиться более экспрессивной.
Затем нарушая идиллическое настроение и как бы всё сметая на своём пути, опять
врывается лейтмотив роковой судьбы, а за ним безрадостно звучит главная тема
второй части.
Третья часть. Allegro moderato. Это
сладкозвучный лиричный вальс с красивой мелодической линией, переходящей от
одного инструмента к другому. Нежная тема раздела, уводящая от суеты и тревог в
мир грёз, постепенно начинает энергично развиваться и приобретает свободу и
широту. Всё смятение и беспокойство уходит и даже грозная тема судьбы, в
исполнении кларнета и фагота неназойливо напоминает о себе лишь в окончании
части.
Четвертая часть. Финал. Andante maestoso. Allegro vivace. Не успели прозвучать последние звуки вальса, как подчёркнуто торжественно начинается заключительная часть. Поначалу это преображённая тема вступления, в виде замедленного марша, хотя теперь по колориту она представлена композитором как волевая и мужественная. Далее вторгается образ, напоминающий своим стремительным темпераментом и вихревым движением сцены народного празднества. Однако тема рока, прорезая звук всего оркестра, вновь и вновь пронзительно заявляет о себе. Впоследствии она утрачивает свой устрашающий оттенок и в блестящем торжествующем финале звучит в мажорном настроении.
Более ста двадцати лет прошло с тех пор, как великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский представил на суд слушателей свою завораживающую красотой музыки «Симфонию №5». Всё это время музыкальные критики и знаменитые дирижёры стараются постичь скрытый смысл этого выдающегося произведения и разгадать замысел маэстро: кто же всё-таки вышел победителем в жестокой схватке человека с его судьбой?
https://www.youtube.com/watch?v=MLs_rF_zJt0
Ответьте
письменно на вопросы
1.Кто
является исполнителем симфонической музыки?
-
камерный ансамбль
-
симфонический оркестр
-
любой коллектив музыкальных инструментов.
2.
Кто руководит симфоническим оркестром?
-
дирижер
-
режиссер
-
первая скрипка.
3.
Определите 4 основные группы инструментов симфонического оркестра:
-
клавишные, ударные, духовые, струнно-щипковые;
-
струнные, деревянные духовые, медные духовые, ударные;
-
электронные, ударные, свистковые, скрипичные.
4.
Каким произведениям по драматическому замыслу близка пятая симфония П.И.
Чайковского?
-
к симфонии № 103 Й. Гайдна
-
к романсу «Я помню чудное мгновенье» М.И. Глинки
-
к симфонии № 5 Л.В. Бетховена и кантате «Кармина бурана» К. Орфа.
5.
Назовите самый значимый прием драматургического развития в симфонии №5 П.И.
Чайковского:
-
борьба;
-
повтор;
-
имитация.
6.
В каком разделе симфонии длительный подъем и нарастание звучности приводит к
динамическому «взрыву»?
-
экспозиция;
-
разработка;
-
реприза.
7.
В каком разделе композитор раскрывает стремление героя вырваться из оков рока?
-
экспозиция;
-
разработка;
-
реприза.
8.
Какая тема в экспозиции звучит светло в вальсовом ритме?
-
главная;
-
связующая;
-
побочная.
9.
В какой форме написана 1 часть Симфонии №5?
-сонатно-симфоническая;
-
куплетная;
-
вариации.
10.
Какой раздел завершается угасанием звучности, словно подчеркивая мысль о
бесцельности сопротивления судьбы?
-
экспозиция;
-
разработка;
-
реприза.
Выполненные
работы жду на почте marina.fedchenko.1978@mail.ru
Комментарии
Отправить комментарий