Тема: «В каждой
мимолетности вижу я миры»
Здравствуйте, ребята! «Цвет
– это клавиша; глаз – молоточек; душа – многострунный рояль», – так говорил
один из основоположников абстракционизма Василий Васильевич Кандинский.
Художник интересовался синтезом видов искусств и создавал картины, в которых
звучала музыка.
Оригинальные образы
Кандинского перекликаются со смелыми творческими замыслами современника,
крупнейшего композитора XX века, «поэта радости» – Сергея Сергеевича
Прокофьева.
На этом уроке вы узнаете:
- что общего между
пьесами из цикла фортепианных миниатюр «Мимолётности» Сергея Прокофьева и
картинами Василия Кандинского;
- кто из великих русских
композиторов интересовался идеей синтеза музыки и живописи и писал произведения
в жанрах: музыкальные пейзажи, сказочные портреты, бытовые картинки.
Посмотрите видеоурок по
ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=7IA_XuoqjOQ
Ребята, запомните!
Блестящий пианист,
композитор и дирижёр Сергей Сергеевич Прокофьев, один из выдающихся музыкантов
XX столетия, работал во всех музыкальных жанрах и в каждый привнес свой
неповторимый новаторский стиль. Цикл миниатюр из 20 пьес «Мимолётности»
занимает в его фортепианном творчестве особое место. Он стал словарём основных
образов Прокофьева. Все пьесы по характеру и настроению можно разделить по
группам: сказочные («Мимолётность № 1»), нежные и лирические («Мимолётность №
7»), юмористические («Мимолётность № 10»), драматические.
Ещё один известный
фортепианный цикл – «Картинки с выставки». Это произведение было создано смелым
реформатором XIX века Модестом Петровичем Мусоргским всего за три недели в 1874
году, под впечатлением от выставки архитектора и декоратора Виктора Гартмана.
Каждый эскиз художника Мусоргский трактовал по-своему: он превратил «Часы» в
полёт Бабы-яги, костюмы к балетной постановке – в «Балет невылупившихся
птенцов», а городские ворота в древнерусском стиле стали «Богатырскими
воротами».
Мусоргский, подобно художнику,
создавал живописные музыкальные полотна. Один из самых ярких образов русской
симфонической музыки – вступление «Рассвет на Москве-р Модест
Петрович Мусоргский (1839–1881) – великий русский композитор XIX столетия.
Среди своих современников
Мусоргский выделялся как смелый новатор и оказал огромное влияние на развитие
мировой музыкальной культуры.
По семейной традиции
Мусоргский начал свой путь с карьеры военного, но знакомство со знаменитыми
композиторами А. Даргомыжским, Ц. Кюи и М. Балакиревым открыли перед ним новые
горизонты.
Особое внимание в своём
творчестве композитор уделял жанру оперы.
Мусоргскому удалось
воплотить в жизнь два крупных замысла. Оперы «Борис Годунов» (1869 г.) и
«Хованщина» (задумана около 1872 года) – выдающиеся творения композитора.
«Хованщина» – народная
музыкальная драма в пяти действиях. Либретто к опере Мусоргский написал впервые
сам, взяв за основу сложный и смутный период истории Российского государства,
связанный со стрелецкими бунтами 1682 – 1698 годов. Главный герой оперы – князь
Иван Хованский, предводитель бунтовщиков.еке» к опере «Хованщина».
Выполните
письменно задания:
1.
Как
называлось направление фортепианной музыки XX века, одним из основателей
которого был С. С. Прокофьев?
-
неоклассическое
-
романтическое
-
классическое
2.
Кто из известных музыкантов заметил одарённость юного С. Прокофьева? Выберите
правильные ответы.
-
Д. Д. Шостакович
-
Р. М. Глиэр
-
С. И. Танеев
-
И. Ф. Стравинский
-
П. И. Чайковский
3.
Соедините попарно автора и его произведение
С.С.Прокофьев Стихотворение «В каждой
мимолётности вижу я миры»
К.Д.Бальмонт Фортепианный цикл
«Мимолётности»
4.
Как назвалась первая опера С. С.
Прокофьева?
-
«Игрок»
-
«Любовь к трем апельсинам»
-
«Война и мир»
-
«Великан»
5.
Добавьте правильные подписи к портретам известных композиторов (Н.А.Римский-Корсаков, С.В.Рахманинов, М.П.Мусоргский, С.С.Прокофьев, П.И.Чайковский)
6.
Вставьте в определение пропущенные слова.
Фортепианный
цикл – многочастное ________ из нескольких самостоятельных ________, объединённых
общим __________.
7.
Запишите в таблицу авторов музыкальных произведений.
Фортепианный
цикл «Мимолётности» |
|
Фортепианный
цикл «Картинки с выставки» |
|
8.
С картинами какого художника можно сравнить пьесы фортепианного цикла
«Мимолетности»?
-
Ильи Репина
-
Виктора Гартмана
-
Василия Кандинского
9.
Между «Мимолётностями» С. Прокофьева и картинами В. Кандинского много общего.
Запишите лишнюю характеристику.
Яркие
акценты; контрастная динамика; упругие ритмы; ломаный мелодический рисунок;
конкретный сюжет и реальный образ.
10.
Какая опера начинается вступлением «Рассвет на Москве-реке»?
-
опера «Борис Годунов»
-
опера «Хованщина»
-
опера «Сказка о царе Салтане»
-
опера «Великан».
Выполненные
работы жду на почте marina.fedchenko.1978@mail.ru
Комментарии
Отправить комментарий