Тема:
Музыка в храмовом синтезе искусств
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы узнаем,
как развивалась религиозная музыка православной традиции. Сможем различить на
слух знаменный распев и партесное пение, попробуем понять, почему известные
композиторы обращались к духовной музыке, какие нравственные и философские
идеалы вдохновляли их на создание произведений на литургические тексты.
Посмотрите видеоурок по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=FvMONJXDuZ0
Православная музыка является неотъемлемой
частью храмового синтеза искусств. В единстве с величественной архитектурой,
иконами, фресками, церковная музыка позволяет верующим отрешиться от
повседневной суеты и обратить свой взор к Богу.
В отличие от католической церкви,
православное богослужение не допускает использования музыкальных инструментов.
Вся музыка в русских церквях исполняется хором без сопровождения – a capella.
До XVII века русская православная музыка
была одноголосной. Её записывали специальными знаками – знаменами. Поэтому
старинные церковные мелодии называют знаменными распевами.
С XVIII века появляется многоголосное
партесное пение. В жанре многоголосных духовных концертов создавали свои
произведения композиторы М. С. Березовский и Д. С. Бортнянский.
В XIX веке традиции русской хоровой музыки
развивали композиторы М. И. Глинка, П. И. Чайковский и другие.
В XX веке С. В. Рахманинов создал
«Всенощное бдение», творчески переосмыслив традицию как знаменного распева, так
и хорового концерта.
Последним произведением Г. В. Свиридова
стал хоровой цикл a capella «Песнопения и молитвы». В нем отразилось искреннее
стремление композитора жить по Евангельским заветам.
Выполните письменно задания:
1.
В храмовом синтезе искусств в русской православной церкви музыка сочетается с…
– Театром
– Кино
– Живописью
– Хореографией
– Скульптурой
– Архитектурой
2.Что
называется партесным пением?
–
одноголосное пение без инструментального сопровождения
–
одноголосное пение в сопровождении инструментального аккомпанемента
–
многоголосное пение без инструментального сопровождения
–
многоголосное пение в сопровождении инструментального аккомпанемента
3.
В творчестве каких композиторов достиг своего расцвета жанр духовного концерта?
– П. И. Чайковский
– М. С. Березовский
– Н. А. Римский-Корсаков
– М. П. Мусоргский
– Д. С. Бортнянский
– Г. В. Свиридов
4.
Выполните задание
Вплоть
до XVII века основным видом музыки в русских церквях был _____________ распев.
5.Какое
произведение С. В. Рахманинова является величайшим шедевром русской музыки?
6.
Расположите
по порядку фамилии русских композиторов, в соответствии с историческим периодом
их творчества (XVIII,
XIX,
XX):
-
Г. В. Свиридов
-
М. И. Глинка
-
М. С. Березовский
-
П. И. Чайковский
7.
Какому веку соответствует музыка? Составьте пары.
Конец
XX века |
Духовный
концерт «Не отвержи мене во время старости» М. С. Березовского |
XVII
век |
«Всенощное
бдение» С. В. Рахманинова |
Начало
XX века |
«Песнопения
и молитвы» Г. В. Свиридова |
8.Что
из перечисленного соответствует традициям исполнения музыки в Православном
храме?
–
Звучание хора a capella
–
Звучание хора в сопровождении органа
–
Звучание органа
9.
Как называлось многоголосное пение, которое появилось в храме с XVIII века?
10.
Почему старинные напевы русской церкви назывались знаменным распевом?
-
Потому что они распевались под хоругвями – церковными знаменами и флагами с
изображением Иисуса Христа и святых.
-
Потому
что они считались знамением Божьим
-
Потому что они записывались особыми знаками, которые назывались знаменами.
Жду ваши работы по адресу: marina.fedchenko.1978@mail.ru
Комментарии
Отправить комментарий