Урок музыки в 8А классе - 20.04.2022

 

Тема: Музыка в храмовом синтезе искусств

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы узнаем, как развивалась религиозная музыка православной традиции. Сможем различить на слух знаменный распев и партесное пение, попробуем понять, почему известные композиторы обращались к духовной музыке, какие нравственные и философские идеалы вдохновляли их на создание произведений на литургические тексты.

Посмотрите видеоурок по ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=FvMONJXDuZ0

Православная музыка является неотъемлемой частью храмового синтеза искусств. В единстве с величественной архитектурой, иконами, фресками, церковная музыка позволяет верующим отрешиться от повседневной суеты и обратить свой взор к Богу.

В отличие от католической церкви, православное богослужение не допускает использования музыкальных инструментов. Вся музыка в русских церквях исполняется хором без сопровождения – a capella.

До XVII века русская православная музыка была одноголосной. Её записывали специальными знаками – знаменами. Поэтому старинные церковные мелодии называют знаменными распевами.

С XVIII века появляется многоголосное партесное пение. В жанре многоголосных духовных концертов создавали свои произведения композиторы М. С. Березовский и Д. С. Бортнянский.

В XIX веке традиции русской хоровой музыки развивали композиторы М. И. Глинка, П. И. Чайковский и другие.

В XX веке С. В. Рахманинов создал «Всенощное бдение», творчески переосмыслив традицию как знаменного распева, так и хорового концерта.

Последним произведением Г. В. Свиридова стал хоровой цикл a capella «Песнопения и молитвы». В нем отразилось искреннее стремление композитора жить по Евангельским заветам.

 

Выполните письменно задания:

1. В храмовом синтезе искусств в русской православной церкви музыка сочетается с…

      Театром

      Кино

      Живописью

      Хореографией

      Скульптурой

      Архитектурой

2.Что называется партесным пением?

      одноголосное пение без инструментального сопровождения

            одноголосное пение в сопровождении инструментального аккомпанемента

            многоголосное пение без инструментального сопровождения

            многоголосное пение в сопровождении инструментального аккомпанемента

3. В творчестве каких композиторов достиг своего расцвета жанр духовного концерта?

   П. И. Чайковский

   М. С. Березовский

   Н. А. Римский-Корсаков

   М. П. Мусоргский

   Д. С. Бортнянский

   Г. В. Свиридов

4. Выполните задание

Вплоть до XVII века основным видом музыки в русских церквях был _____________ распев.

5.Какое произведение С. В. Рахманинова является величайшим шедевром русской музыки?

6. Расположите по порядку фамилии русских композиторов, в соответствии с историческим периодом их творчества (XVIII, XIX, XX):

- Г. В. Свиридов

- М. И. Глинка

- М. С. Березовский

- П. И. Чайковский

7. Какому веку соответствует музыка? Составьте пары.

Конец XX века

Духовный концерт «Не отвержи мене во время старости»

 М. С. Березовского

XVII век

«Всенощное бдение» С. В. Рахманинова

Начало XX века

«Песнопения и молитвы» Г. В.  Свиридова

 

8.Что из перечисленного соответствует традициям исполнения музыки в Православном храме?

      Звучание хора a capella

      Звучание хора в сопровождении органа

      Звучание органа

9. Как называлось многоголосное пение, которое появилось в храме с XVIII века?

10. Почему старинные напевы русской церкви назывались знаменным распевом?

- Потому что они распевались под хоругвями – церковными знаменами и флагами с изображением Иисуса Христа и святых.

- Потому что они считались знамением Божьим

- Потому что они записывались особыми знаками, которые назывались знаменами.

 

 

Жду ваши работы по адресу: marina.fedchenko.1978@mail.ru

Комментарии