Тема:
Соната № 11 В. А. Моцарта"
Здравствуйте,
ребята! Сегодня мы углубим и расширим представления о циклических формах
инструментальной музыки.
Ребята,
на прошлом уроке мы с вами говорили о сонатной форме:
Экспозиция-каждая
музыкальная тема демонстрирует свое лицо, взаимодействует друг с другом главная
тема и побочная. Обычно характер этой части напряженный острый исполняется в
темпе аллегро.
Разработка
-
т.е. идет работа, темы меняют свой характер, а часто крушат друг друга. Обычно
темп музыки адажио.
Реприза
-
восстановление, возобновление, повторение.
Кода
– завершение.
История
создания сонаты №11. В этой сонате нет драматического содержания в ней
преобладают лирические образы. В музыке 18 века благодаря своеобразным формулам
ярко предстает эпоха галантных манер и форм общения, которым необходимо было
следовать дамам и кавалерам ( например музыкальную фразу могли завершать
гармонические последовательности кадансы, которые вызывали у слушателей
ассоциации с поклонами, реверансами.
Посмотрите
репродукцию художника Ланкре “ Концерт в парке”
Эта
картина воспроизводит детали быта , одежду, манеры исполнителей и слушателей
времен Моцарта.
Построение
сонаты №11 В.Моцарта. Композиторы далеко не всегда сохраняют традиционный
сонатный цикл.
1
часть. Тема с вариациями Тема лирического песенно-танцевального характера,
звучит мечтательно, светло, спокойно, тема эта несет в себе женское начало.
Образ героини явно привлекателен, полон нежных чувств и юной
непосредственности.
1.вариация-
ускорение темпа, которые придают ей взволнованность
2
вариация - танцевальность, чувствуются мягкие “реверансы” поклоны в конце фраз.
3
вариация - благодаря смене лада(минор) появляется оттенок грусти, некоторой
встревоженности
Всего
вариаций 6
https://www.youtube.com/watch?v=SwTzCQ3D_1s
2
часть. Менуэт-танец. Тема менуэта не вносит контраста.
3
часть. Рондо –ярко выраженный изобразительный характер. В основе развития в
рондо лежит контраст. В нем воспроизводятся некоторые особенности турецкой
музыки. В рондо присутствует форма с прибавлением рефрена.
Рондо
в турецком стиле. Почему в турецком? Когда Моцарт создавал эту музыку, в
Западной Европе впервые услышали ранее не известную там турецкую музыку. В ней
главную роль играли ударные инструменты, особенно большой барабан, который был
изобретен на Востоке, получил распространение в Турции и поэтому долгие годы
назывался турецким барабаном, шумные удары барабана Моцарт остроумно
воспроизвел в финале своей сонаты.
Рефрен
- музыкальная форма, где главная тема(рефрен) повторяется несколько раз, а
между ее повторами звучат новые фрагменты (эпизоды).
Домашнее
задание. По теме сегодняшнего урока составьте кроссворд, состоящий из 10
вопросов.
Жду работы по адресу marina.fedchenko.1978@mail.ru
Комментарии
Отправить комментарий