Урок музыки в 7 классах - 06.04.2022

 

ема: Соната №8 («Патетическая») Л.Бетховена

 

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами  продолжим знакомство с музыкальным жанром "соната", научимся определять разделы сонатной формы, проследим за главной и побочной темой.

 

Термин соната возник еще в 16 веке. Он произошел от слова sonare, что в переводе означает – звучать. Первоначально сонатами называли любое инструментальное сочинение, а все вокальные сочинения назывались кантатами (т.к. cantare в переводе- это петь). Но позже соната стала одним из жанров инструментальной музыки. Существовали и церковные сонаты. Их можно было услышать в церквях. Это произведения, которые писали специально для сопровождения богослужения.

Интересно то, что композиторы пишут сочинения не только для одного инструмента – например для ф- но, но и для 2- х инструментов, например для скрипки и ф-но, для виолончели и ф-но. Вот, например, Бетховен писал сонаты только для ф-но и написал он 32 сонаты. У Моцарта 17 сонат и они тоже все написаны для одного инструмента- ф- но. У Фридерика Шопена всего 4 сонаты, написанные для ф-но. У С.С.Прокофьева 9 сонат и тоже для ф-но.

Ребята, как вы думаете, можно сравнить музыкальный жанр сонату с литературным жанром повестью или романом? Почему? Потому что, как и повесть, роман соната делиться на несколько «глав» т.е. - частей. Как и повесть или роман соната населена различными «героями» - музыкальными темами. Темы эти не просто следуют одна за другой, а взаимодействуют, влияют друг на друга, а иногда и вступают в конфликт.

Давайте вспомним, из каких разделов состоит сонатная форма. Сонатная форма: I часть – экспозиция - основные музыкальные темы - главная и побочная – либо противопоставляются друг другу или дополняют одна другую. II часть – разработка -эти темы звучат по-новому, сталкиваются, борются. III часть – реприза - повторяются темы экспозиции, но с изменениями.  IV часть -  кода. Кода - окончательная точка завершения, итог, позволяющий слушателю понять замысел композитора.

            Итак, сонатная форма – это музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов, где в первом разделе (экспозиции) противопоставляются главная и побочная партии, во втором (разработке) эти темы развиваются, в третьем (репризе) повторяется экспозиция.

            Сегодня мы будем говорить о сонате, которую написал Людвиг ван Бетховен. Она называется «Патетическая».

            Чаще всего сонаты обозначаются номерами и не имеют названий. Иногда композиторы давали названия своим сонатам. Например, у Бетховена мы можем услышать «Лунную сонату» (сонату №14), «Патетическую сонату» (соната №8). 

Соната посвящена, близкому другу и почитателю творчества Бетховена - князю Лихновскому. Во время написания произведения композитор находился на пороге тридцатилетия. Тогда стали заметны первые признаки скорой глухоты. Работа над сочинением велась около года. Это было тяжелое время в жизни: ежедневно слух становился все хуже и хуже, а прогнозы врачей были неутешительны. Бетховен не оставил собственное музыкальное ремесло, он все с тем же рвением сочинял грандиозные и совершенно новые по стилю произведения, но которые наполнялись кардинально иными смыслами. Вся боль и вера в лучшее были реализованы в Патетической сонате.

Послушайте первую часть "Патетической сонаты" и попробуйте определить, сколько музыкальных образов здесь представлено. И чтобы вам было легче справиться с этим заданием, представьте эту музыку в виде разговора людей. Сколько людей будет участвовать в разговоре? Используя таблицу эмоциональных терминов, определите эмоциональный характер исполнения музыкальных образов.

https://www.youtube.com/watch?v=5ecC-gf0Z98 (до 3:20)

Радостно

Нежно

Светло

Восторженно

Оптимистично

Бурно

Страстно

Взволнованно

Грустно

Печально

Мрачно

Горестно

Пессимистично

Тревожно

Скорбно

Тяжело

 

 

Дайте письменно ответы на вопросы:

1.      Что такое сонатная форма?

2.      Из каких разделов состоит эта форма? 

3.      Найдите в Интернете, что означает слово "патетическая" и кто придумал так назвать произведение.

4.      Определите, сколько музыкальных образов изобразил Бетховен в 1 части сонаты. Определите эмоциональный характер  исполнения этих образов (по 2 примера).

 

Выполненные работы жду на почту marina.fedchenko.1978@mail.ru

Комментарии