Урок музыки в 5Б классе - 18.04.2022

 Тема: Образы борьбы и победы в искусстве

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы раскроем образы борьбы и победы в искусстве на примере «Пятой симфонии» Л.Бетховена.


  

 

Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году 17 декабря в немецком городе Бонне (Германия), в семье придворного музыканта. Бетховен вырос в нищете. Он много сочинял, писал концерты для фортепиано с оркестром, симфонии, был очень популярен. В 32 года у композитора начала развиваться глухота, но он продолжил сочинять музыкальные произведения. Свою симфонию №5 он написал, когда практически оглох. Скончался композитор в Вене 26 марта 1827 в возрасте 57 лет от воспаления легких.

Жанры : концерт. соната,  квартет, оперы, балеты. Но самым любимым муз жанром была симфония 9 симфоний.

Симфония - муз. произведение для симфонического оркестра, состоящее из 3-4 частей, объединённых общей темой, но разных по звучанию.

Героическим, мятежным духом проникнуты многие произведения Бетховена, и конечно же симфония №5. Симфония состоит из 4-х частей.

Послушаем 1 часть симфонии

https://www.youtube.com/watch?v=Zpw4jTaIxFc

- Как звучит 1 часть? (характер: грозно, мрачно, угрожающи)

-Какие интонации передают суть этой темы- песенные, маршевые, танцевальные? (маршевые)

-Какие инструменты могли бы исполнить мотивы судьбы? (медные духовые)

- В конце первой части мы слышим столкновение 2-х тем- судьбы и человека, сильного и слабого. Как вы думаете, кто побеждает в конце этой схватке? (судьба одолела человека). Какая тема звучит в 1 части: тема борьбы или победы?  (тема борьбы).

            Послушаем 2 часть симфонии

https://www.youtube.com/watch?v=mFy2PeLXk2U

- Что же мы слышим в этой музыке? Портрет человека, собирающего волю в кулак, борьбу сомнений, страданий и мужества (солирующие альты и виолончели), но и вера в победу, так как слышна героическая, маршевая музыка – это тот порог, за которым слышится поступь несломленной воли. Звучит неторопливо, с движением.

- Какая тема звучит во 2 части: тема борьбы или победы? (тема борьбы).

            Послушаем 4 часть симфонии

https://www.youtube.com/watch?v=0smmM5VBjOI

-Что мы услышали в музыке, какую атмосферу? Победу, праздник, ликование, свет.

- Какая тема звучит в 4 части симфонии: тема борьбы или победы? (тема победы).

 

Домашнее задание.

1.      Если бы я был Бетховеном? (Из предложенных характеристик выберите те, которые соответствуют музыке Бетховена: солнечная, игривая, тревожная, трагичная, таинственная, хмурая, грозная, ласковая).

2.      Подчеркните те характеристики, которые соответствуют симфонии №5:

лад: грустный. весёлый;

темп: быстрый, медленный, умеренный;

ритм: плавный, отрывистый;

динамика: громкая. тихая, смешанная

3.      Симфония №5 была написана Людвигом ван Бетховеным, когда он страдал каким недугом?

4.      Как вы думаете, чем стала в судьбе Бетховена его Пятая симфония? (1-2 предложения)

1.      Что такое симфония?


 

 

Жду работы по адресу marina.fedchenko.1978@mail.ru


Комментарии