Урок музыки в 8Б классе - 29.03.2022

  Тема: Балет «Кармен-сюита» Родиона Щедрина. Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы увидим, что в искусстве хореографии находят отражение не только мысли и чувства человека, но и целая эпоха. Проследим за развитием хореографического искусства в потоке времени. Познакомимся с жанровым разнообразием балета и с его величайшими исполнителями. Осмыслим особенности музыкального языка Р. Щедрина.

Музыка «Кармен-сюиты» отчасти вам знакома. И всё же она отличается от знаменитого шедевра Жоржа Бизе. Мотив хабанеры Кармен интонируют скрипки, духовых инструментов совсем не слышно, зато разнообразные ударные добавляют совершенно новые терпкие акценты. В такой аранжировке каждую интонацию хочется выразить жестом. И это не случайно. Из оперного жанра хабанера переселилась на балетную сцену.  Наиболее яркие темы из оперы Ж. Бизе «Кармен» легли в основу  произведения для камерного оркестра под названием «Кармен-сюита». Такую обработку создал наш современник - композитор Родион Константинович Щедрин.

Безусловно, опера Бизе, насыщенная испанскими танцевальными ритмами и мотивами, сама словно «просится» в стихию хореографии. Но как же удалось композитору так органично соединить вокальную природу оперной интонации и балетную пластику? - Щедрин исключил духовые инструменты, оставив только струнные и большой набор ударных. Около тридцати ударных инструментов наполняют внутренней ритмической энергией мелодические темы оперы Бизе.

Пересказывая музыкальные темы оперы, Щедрин сохранил их жанровые черты.

Воплощая в жизнь балет, он опирался на знание слушателями мелодий из оперы. Таким образом, зрители спектакля их могут сами «допеть», «досказать»

Балет «Кармен-сюита» стал выдающимся событием в культуре нашей страны. Его  музыку Щедрин создал для своей горячо любимой жены – балерины Майи Михайловны Плисецкой.

Автором либретто и первым хореографом-постановщиком стал кубинский балетмейстер Альберто Алонсо.

Первая же постановка на сцене Большого Театра вызвала много споров.

Кому-то понравилась такая интрепретация музыки Бизе, критики оценили  возможность дальнейшего развития яркого образа в другом жанре. Другие, напротив, недоумевали: почему Щедрин не создал для балета совершенно новую музыку?

Были и категорические противники такого «эксперимента». Однако, он себя оправдал.

Транскрипция Щедрина получила мировое признание и большую известность.

В репертуаре Майи Плисецкой образ Кармен стал одной из ее лучших и самых любимых ролей.

Талант танцовщицы, авангардная хореографическая постановка; яркая запоминающаяся музыка обладали большой притягательной силой.

В театрах нашей страны «Кармен-сюиту» ставили много и часто.

Балет, написанный Родионом Щедриным, в расчете на неповторимую индивидуальность Плисецкой, получил большую популярность не только в России, но и за рубежом.

Намеки, символы,  ассоциации…

Образ рока, судьбы и образ быка, слитые воедино…. Роковое число 13 – столько в сюите номеров…

Замкнутое в круг пространство… - Что  это? Цирковая арена? Поле для боя быков – корриды? Или колесо фортуны? И кто находится в центре этого вращения? На кого все смотрят как на развлечение? Кто связан собственной внутренней свободой? Кто загнан в угол арены?

Кармен? – Кармен…

Вскинуты руки, изящно развернуты кисти. Уж не рога ли это быка? Ах, вот на кого все пришли посмотреть! Будет ли она побеждена? Но этот взгляд! Уж не на нас ли насмешливо смотрит героиня?

Взгляд. Жест. Шаг. Так лаконично! Но так много сказано! И не надо слов: здесь говорит союз музыки и танца.

Образ Кармен передается в нескольких номерах балета.

Первая встреча с ней происходит во втором номере. Этот танец мы видели чуть раньше.

Основная характеристика Кармен – это знаменитая Хабанера. Сегодня ее блестяще танцует новое поколение танцовщиц.

В этом одноактном балете, в отличие от оперы Бизе нет массовых народных сцен.

Главных героев окружают бесчувственные маски, которые создают атмосферу гротеска, безжизненную и безжалостную. 

Особая роль в постановке отведена персонажу, который символизирует одновременно и судьбу, и жертву корриды – быка, и саму смерть. 

Имя Майи Плисецкой навсегда связано с величайшими достижениями искусства балета. Восхищение художников воплощалось в портретах, поэты посвящали ей стихи, а композиторы стремились написать музыку, с которой она вновь выйдет на сцену.  Ее искусством продолжают восхищаться зрители и поныне: благодаря сохранившимся видеозаписям публика продолжает «посещать» лучшие выступления незабвенной Майи Михайловны.

И будут каждый год цвести, напоминая нам об удивительном искусстве гениальной балерины, пионы, названные в её честь  «Майя Плисецкая»…

Великая русская балерина Майя Михайловна Плисецкая, родилась в творческой семье: мама актриса немого кино, дядя и тетя –танцевали в Большом театре. В балетную школу Майя поступила в восьмилетнем возрасте и уже в 4 классе танцевала партию крошки-феи в балете «Спящая красавица» Петра Ильича Чайковского. Она прославилась на весь мир как классическая танцовщица. Насыщая танец множеством новых элементов, она выражала в танце все то, что чувствовала, чем жила. В военном 1943 году, Плисецкая пришла в Большой театр. 30 лет Майя Плисецкая, танцевала балет Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро. В нем балерина покоряла сердца простых людей, президентов, королей и шахов, Балет стал не просто классикой, а самым известным произведением во всем мире.

Более 800 раз, Плисецкая исполняла партию Одетты-Одилии.

 

«В ее имени слышится плеск аплодисментов. Она рифмуется с плакучими лиственницами, с персидской сиренью, Елисейскими полями, с Пришествием. Есть полюса географические, температурные, магнитные. Плисецкая– полюс магии. Она ввинчивает зал в неистовую воронку своих тридцати двух фуэте, своего темперамента, ворожит, закручивает: не отпускает.

Есть балерины тишины, балерины-снежины– они тают. Эта же какая-то адская искра. Она гибнет – полпланеты спалит! Даже тишина ее– бешеная, орущая тишина ожидания, активно напряженная тишина между молнией и громовым ударом».

Андрей ВОЗНЕСЕНСКИЙ

https://www.youtube.com/watch?v=KpNAnp0sjF4

 

Словарь музыкальных терминов к уроку:

 

Сюи́та — одна из основных разновидностей циклической формы в инструментальной музыке; состоит из нескольких больших частей, в старинном жанре сюиты обычно контрастирующих между собой.

Транскрипция — переложение музыкального произведения для другого инструмента или голоса (аранжировка) или его вольная виртуозная обработка

Интерпретация (лат. interpretatio — разъяснение, истолкование) — художественное толкованиемузыкантом-исполнителем (певцом, инструменталистом, дирижёром или камерным ансамблем) музыкального произведения в процессе его исполнения.

Музыкальный образ – это живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях. В художественных образах раскрываются различные грани духовного мира человека, его отношение к различным явлениям окружающей жизни.

Ске́рцо (итал. scherzo — буквально «шутка») — часть симфонии, сонаты, квартета или самостоятельная музыкальная пьеса в живом, стремительном темпе, с острохарактерными ритмическими и гармоническими оборотами, в трехдольном размере

Болерó (исп. bolero) — испанский народный танец. Характерные музыкально-стилевые черты: размер 3/4, особенные ритмоформулы, умеренный темп.

 

Выполните здания и ответьте на вопросы:

1.Какой композитор представил оперу Ж. Бизе «Кармен» в балетной интерпретации?

- Д.Шостакович

-А.Хачатурян

-Р.Щедрин

2. Какой символический рисунок мы видим на сцене этого балетного спектакля?

- портрет Кармен

- маски

- изображение головы быка

3. Какие инструменты симфонического оркестра исключил Р. Щедрин из своей музыки?

- ударные

- струнные смычковые

- струнные щипковые

- духовые

4. Какой новый персонаж введен Р. Щедриным в содержание балета по сравнению с содержанием оперы?

- Эскамильо

- Рок

- Автор

5. Вставь пропущенное слово: «Танцевать ________ мне хотелось всегда, мысль о своей _______ жила во мне постоянно – то тлела где-то в глубине, то повелительно рвалась наружу».

6. Какой музыкальный прием передает атмосферу шутки?

- скерцозность

- вариационность

- быстрый темп

7. Какая форма организации пространства сцены помогает сопереживать героине, ощущать безвыходность ее положения?

- прямоугольник

- квадрат

- круг

8. Вставьте пропущенные слова.

______ - одна из основных разновидностей циклической формы в инструментальной музыке; состоит из нескольких больших частей, в старинном жанре ________ обычно  контрастирующих между собой.

9. Как ты понимаешь слово «Транскрипция»?

одна из основных разновидностей циклической формы в инструментальной музыке; состоит из нескольких больших частей, в старинном жанре сюиты обычно контрастирующих между собой

- переложение музыкального произведения для другого инструмента или голоса (аранжировка) или его вольная виртуозная обработка

- художественное толкование музыкантом-исполнителем (певцом, инструменталистом, дирижёром или камерным ансамблем) музыкального произведения в процессе его исполнения.

- живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях

- часть симфонии, сонаты, квартета или самостоятельная музыкальная пьеса в живом, стремительном темпе, с острохарактерными ритмическими и гармоническими оборотами, в трехдольном размере

- испанский народный танец. Характерные музыкально-стилевые черты: размер 3/4, особенные ритмоформулы, умеренный темп.

10. Определи изображения, на которых мы видим Майю Плисецкую и Елену Образцову в разных ролях и установи соответствие между парами.




Балет П.И. Чайковского «Лебединое озеро»

Балет Р. Щедрина «Кармен-сюита»

Опера Ж. Бизе «Кармен»

Ваши работы жду по адресу: marina.fedchenko.1978@mail.ru

Комментарии