Тема урока: «Уноси мое сердце в звенящую даль….. С.
Рахманинов»
Здравствуйте,
ребята! Сегодня наш разговор пойдет о жизни и творчестве уже знакомого нам
композитора. Большую часть жизни он провел за границей. «Уехав из России, я
потерял желание сочинять » - признавал композитор.
Творческий путь
одаренного человека далеко не прост, после воодушевляющих успехов он столкнулся
с непониманием своего искусства. Его 1-ая симфония провалилась, наступил
творческий кризис. А ведь для композитора музыка – своеобразное окно в мир,
язык на котором он разговаривает со слушателем, чем композитор жаждет
поделиться со всеми.
Ребята, запишите тему урока в тетрадь.
https://stepik.org/lesson/263784/step/4
Ребята,
прочитайте внимательно текст:
Сергей Васильевич Рахманинов был
одновременно и композитором, и дирижером, и пианистом.
Он окончил консерваторию сразу по двум
специальностям – как пианист и как композитор, а на выпускном экзамене получил
5 +. Учителем Рахманинова в консерватории был П. И. Чайковский.
Опера «Алеко», которую он сочинил как
выпускное задание, была сразу же поставлена в Большом театре.
Произведения, написанные им для
фортепиано, – концерты, прелюдия - лучше
самого Рахманинова не исполнял никто. Недаром он признан лучшим пианистом –
виртуозом XX века.
У Рахманинова были совершенно уникальные
руки – с большой и сильной ладонью и длинными пальцами. Его руки включены в
мировую Книгу рекордов, а когда во время выступления в Америке Рахманинова так
атаковали журналисты, что он закрыл свое лицо руками, на следующий день все
газеты вышли с этой фотографией, под которой была подпись: «Руки, которые стоят
миллион долларов».
Судьба композитора сложилась трудно, он
был вынужден уехать из России в Америку и жил там до самой смерти.
Обратите внимание на годы его жизни, ему
не было еще и тридцати лет, а наступил XX век, время переломное для России.
Столкновение нового со старым во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве.
Время, связанное с первой мировой войной и революциями, охватившими всю Россию.
-Как
вы думаете, как должны были повести себя композиторы, художники, поэты,
почувствовав влияние нового времени?
Идти в ногу со временем, искать новые пути
воплощения своего творчества, искать новые средства выразительности.
Многие так и поступили, сливаясь с
новыми идеями преобразования общества. И многие упрекали С.В. Рахманинова в
старомодности за то, что он не отказался от традиций классического искусства. А
он говорил: “Не хочу ради того, что я считаю только модой, изменять постоянно
звучащему во мне тону, сквозь который я слышу окружающий мир”.
-
Как вы понимаете его слова?
Он стремился сохранить свой внутренний
мир, сумел отстоять свое мнение, ему не хотелось изменять своему тону, который
звучал вместе с ним.
У
каждого человека на душе бывает и радостно и печально, и об этом можно
рассказать музыкой.
С.В. Рахманинова называли величайшим
композитором и пианистом всех времен, и как пианист он объездил весь мир. И где
бы он ни выступал, ему дарили букет белой сирени. Для композитора сирень была
символом Родины.
-
Как вы думаете почему?
Воспоминания детства, много сирени где он
родился, любимый цветок. (изображение сирени)
Родина
Рахманинова – Новгородский край. Здесь он наполнился старинными напевами,
колокольными звонами, здесь в нем пробудилась “бескрайняя любовь к России и ко
всему русскому, народному. И даже в своей музыке он использовал образ сирени.
- Еще раз вспомним, что мы называем «романсом»?
Так называют
сольную песню с инструментальным сопровождением. В романсе тонко и глубоко раскрываются чувства
человека, его духовный мир, отношение к жизни, к природе.
-Послушайте романс «Сирень» и скажите, какие чувства,
ощущения вложил композитор в музыку?
https://stepik.org/lesson/263784/step/4
Романс
рассказывает о любви, нежности. Музыка выразительная, присутствует элемент
изобразительности. В музыке чувствуется прозрачность воздуха, лёгкое дыхание ветвей сирени.
Созданы ясные, спокойные образы, полные душевного покоя. Возможно, композитор
испытывал счастливые моменты своей жизни, что нашло отражение в его музыке.
Каждую весну и
начало лета он проводил в Ивановке. Впоследствии Рахманинов писал: « Именно
здесь мне хорошо работалось».
Эти воспоминания
композитора легли в основу рассказа Ю.Нагибина «Сирень».
Я хочу зачитать
отрывок из этого рассказа.
«Сильные
грозовые ливни, неположенные в начале июня… усугубили сумятицу в мироздании. И
сирень зацвела вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в
парке…
И когда Верочка
Скалон выбежала в сад…он ахнула…поражённая дивным великолепием сиреневого
убранства.
Верочка
осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Серёжу Рахманинова,
племянника хозяев усадьбы. Он приподнимал кисти сирени ладонями и погружал в
них лицо. Когда же подымал голову, лоб, нос, щёки и подбородок были влажными, а к бровям тонкой ниточкой
усов клеились лепестки и трубочки цветов. Он выбирал некрупную кисть и
осторожно брал в рот, будто собирался съесть, затем так же осторожно вытягивал
её изо рта и что-то проглатывал. Верочка последовала его примеру, и рот
наполнился горьковатой холодной влагой. Она поморщилась, но всё-таки повторила
опыт. Отведала белой, потом голубой, потом лиловой сирени - у каждой был свой привкус. Белая – это словно
лизнуть пробку от маминых французских духов; лиловая отдаёт чернилами; самая
вкусная – голубая сирень, сладковатая, припахивающая лимонной корочкой…»
Письменно ответьте на вопросы:
1.Что такое
романс?
2. Назовите 3
знакомых вам композиторов, которые работали в этом жанре?
3. Что такое вокальная
музыка? Приведите 3 примера жанров вокальной музыки.
4. Что такое
инструментальная музыка? Приведите 3 примера жанров инструментальной музыки.
5. По какой
специальности С.В.Рахманинов закончил консерваторию?
6. Распределите
по категориям музыкальные произведения С.В.Рахманинова:
Вокальная музыка |
Инструментальная музыка |
|
|
Концерт для
фортепиано с оркестром, прелюдия до-диез минор, симфония №1, романс «Сирень»,
хор «Богородице дево, радуйся!», вокализ.
7. Вставьте
правильные ответы из выпадающего списка.
Дипломной работой
Рахманинова на выпускном экзамене в консерватории стала (балет, симфония,
опера, кантата) «Садко». Экзамен у Рахманинова принимал (П.И.Чайковский,
М.И.Глинка, Н.А.Римский-Корсаков), который поставил ему за это сочинение
оценку____.
8. Вычеркните жанры,
в которых С.В.Рахманинов не создавал музыкальных произведений:
Концерт для
фортепиано с оркестром, симфония, фуга, романс, балет, прелюдия, мюзикл.
9. К какому
музыкальному жанру относится «Сирень» С.В.Рахманинова?
10.Событие,
которое заставило композитора уехать из России?
Подводя итог нашего урока, мы можем
сделать следующие выводы:
Композитор, художник, писатель, а так же
исполнитель создают каждый свой образ, выражая своё внутреннее состояние.
Зрительные образы усиливают восприятие
слушателей, делают музыкальный образ более разнообразным.
Часть жизни
Рахманинова прошло за границей, но ни на минуту он не забывал о Родине. В
трудные дни и годы гонорары от концертов передавал для помощи русскому народу.
До конца жизни своей он оставался истинно русским человеком. «Я – русский
композитор, и моя музыка наложила отпечаток на мой характер, мои взгляды. Моя
музыка – это плод моего характера, и поэтому это русская музыка» - писал
Рахманинов.
В сердцах многих
людей живет благодарная и нежная память о нем, как о необычно добром и
деликатном человеке. Скромный и замкнутый в жизни, - в музыке, в игре он
раскрывал людям прекрасную правду о самом себе.
Ребята, работы присылайте на почту marina.fedchenko.1978@mail.ru
Комментарии
Отправить комментарий