Урок музыки в 7 классе. 17.03.2021

 

Тема: Реформатор классической музыки – Морис Равель

                                          


Но жив народ, и песнь его жива,

Танцуй, Равель, свой исполинский танец.

Танцуй, Равель! Не унывай, испанец!

Вращай, история, литые жернова,

Будь мельничихой в грозный час прибоя!

О, болеро, священный танец боя!

 

Н.Заболоцкий.

Законспектировать и запомнить!

 

Морис Равель (7.03.1875-28.12.1937) – французский композитор. Музыкальное образование получил в Парижской консерватории. В годы первой мировой войны был добровольцем французской армии. Жил преимущественно в Париже и его окрестностях. Как и многие другие выдающиеся композиторы много гастролировал как исполнитель своих произведений в странах Европы и Америки. В 1928г. Был избран почетным доктором Оксфордского университета. Характерные черты его творчества: частое обращение к испанскому фольклору, ясность мысли, изящность, тяготение к танцевальным формам и ритмам.

Вот как сам Равель говорил о музыке: «Великая музыка, я убежден в этом, идет всегда от сердца».

Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из произведений Равеля – «Болеро». Но прежде чем послушать, давайте узнаем, что же обозначает это слово?

Болеро – испанский танец, хореографическая картина, которая была создана композитором для известной танцовщицы Иды Рубинштейн в 1928г. По представлению самого композитора танцевальное действие должно было разворачиваться под открытым небом и обязательно на фоне декораций завода, чтобы рабочие и работницы цехов постепенно вовлекались в общий танец. Всем было известно, как это ни странно, пристрастие Равеля к заводам и фабрикам. Он восторгался ими во время своего путешествия. Перед заводами на дороге в Везине он любил гулять и говорить, указывая на небо: «Завод и Болеро».

Сейчас мы прослушаем это произведение. Определите музыкальные инструменты, которые исполняют главную тему танца.

 

https://yandex.fr/video/preview/?text=болеро%20равеля&path=wizard&parent-reqid=1615965399644822-206659387681177149900229-production-app-host-sas-web-yp-197&wiz_type=vital&filmId=14316241951043587940

 

Известный дирижер Тосканини при исполнении «Болеро» делал заметное ускорение, на что сам Равель заметил «так разрешено только Вам и никому другому!»

- Скажите, сколько здесь музыкальных образов?

Один – это образ испанского народного танца в грандиозном развитии. Если бы вы не знали, что это танец, что бы вы себе представили, слушая эту музыку?

- Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Многие исследователи видели в «Болеро» трагическую картину неминуемо надвигающейся катастрофы. Запомните это сочинение Равеля. В своей жизни вы не раз еще будете с ним встречаться. Это одно из любимых произведений дирижеров и слушателей.

 

Домашнее задание.

1)    Выделить главное и законспектировать.

2)    Главную тему «Болеро» исполняли следующие инструменты:

Барабан, флейта, фагот, труба, саксофон, скрипка, тарелки, там-там.

Ребята, вы уже знаете, что инструменты симфонического оркестра делятся на 4 группы. Расположите эти инструменты по группам.

3)    Нарисуйте один из этих инструментов. Напишите его название.

 



 

Комментарии