Тема: Реформатор классической музыки – Морис Равель
Но
жив народ, и песнь его жива,
Танцуй,
Равель, свой исполинский танец.
Танцуй,
Равель! Не унывай, испанец!
Вращай,
история, литые жернова,
Будь
мельничихой в грозный час прибоя!
О,
болеро, священный танец боя!
Н.Заболоцкий.
Законспектировать и
запомнить!
Морис
Равель (7.03.1875-28.12.1937) – французский композитор. Музыкальное образование
получил в Парижской консерватории. В годы первой мировой войны был добровольцем
французской армии. Жил преимущественно в Париже и его окрестностях. Как и
многие другие выдающиеся композиторы много гастролировал как исполнитель своих
произведений в странах Европы и Америки. В 1928г. Был избран почетным доктором
Оксфордского университета. Характерные черты его творчества: частое обращение к
испанскому фольклору, ясность мысли, изящность, тяготение к танцевальным формам
и ритмам.
Вот
как сам Равель говорил о музыке: «Великая музыка, я убежден в этом, идет всегда
от сердца».
Сегодня
на уроке мы познакомимся с одним из произведений Равеля – «Болеро». Но прежде
чем послушать, давайте узнаем, что же обозначает это слово?
Болеро
– испанский танец, хореографическая картина, которая была создана композитором
для известной танцовщицы Иды Рубинштейн в 1928г. По представлению самого
композитора танцевальное действие должно было разворачиваться под открытым
небом и обязательно на фоне декораций завода, чтобы рабочие и работницы цехов
постепенно вовлекались в общий танец. Всем было известно, как это ни странно,
пристрастие Равеля к заводам и фабрикам. Он восторгался ими во время своего
путешествия. Перед заводами на дороге в Везине он любил гулять и говорить,
указывая на небо: «Завод и Болеро».
Сейчас
мы прослушаем это произведение. Определите музыкальные инструменты, которые исполняют
главную тему танца.
Известный
дирижер Тосканини при исполнении «Болеро» делал заметное ускорение, на что сам
Равель заметил «так разрешено только Вам и никому другому!»
-
Скажите, сколько здесь музыкальных образов?
Один
– это образ испанского народного танца в грандиозном развитии. Если бы вы не
знали, что это танец, что бы вы себе представили, слушая эту музыку?
-
Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Многие исследователи видели в
«Болеро» трагическую картину неминуемо надвигающейся катастрофы. Запомните это
сочинение Равеля. В своей жизни вы не раз еще будете с ним встречаться. Это
одно из любимых произведений дирижеров и слушателей.
Домашнее
задание.
1) Выделить
главное и законспектировать.
2) Главную
тему «Болеро» исполняли следующие инструменты:
Барабан,
флейта, фагот, труба, саксофон, скрипка, тарелки, там-там.
Ребята,
вы уже знаете, что инструменты симфонического оркестра делятся на 4 группы.
Расположите эти инструменты по группам.
3) Нарисуйте
один из этих инструментов. Напишите его название.
Комментарии
Отправить комментарий