Урок музыки в 5 классе. 12.03.2021

 

Тема: Волшебная палочка дирижера

 

Ребята, давайте повторим некоторые музыкальные понятия, которые пригодятся нам на уроке. Ответы запишите в тетрадь.


1. Как называют музыканта, играющего на пианино?

2. Как называют музыканта, играющего на трубе?

3. Оба инструмента называются одним словом «фортепиано». Как называется каждый из них?

4. Музыкальное произведение, предваряющее оперу, балет. 

5. Как называют музыканта или певца, играющего или поющего в сопровождении оркестра или хора?

6. В какой руке держат смычок, играя на смычковых музыкальных инструментах (скрипке, альте, виолончели, смычковом контрабасе)?

7. Многочисленный коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах. 

8. Как называют музыкантов в оркестре?

9. Музыкант, руководитель оркестра. 

 

Итак, ребята, тема нашего урока «Волшебная палочка дирижера».



- Подумайте, кто такой дирижер?  (Тот, кто руководит оркестром).

- Почему его палочку называют волшебной? (С помощью нее он управляет целым оркестром, который может исполнять музыку, как единый организм).

Сегодня вы узнаете о симфоническом оркестре, о дирижёрах симфонического оркестра, о группах музыкальных инструментов, которые входят в симфонический оркестр. 

Слово дирижёр французское означает – направлять, управлять, руководить.

Виды оркестров, которыми руководит дирижёр: симфонический, камерный, эстрадно - симфонический, джазовый, духовой, оркестр народных инструментов.

Количество участников больших симфонических оркестров насчитывает более 100 музыкантов.

На пульте перед дирижёром лежит – партитура 

Партитура - полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов.

Партии инструментов каждой группы записываются одна под другой, начиная с самого высокого звучания инструментов и заканчивая самым низким.

Основные группы симфонического оркестра

Современный симфонический оркестр состоит из 4-х основных групп.

1.Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.

2.Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы.

3.Медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы.
4. Ударные:

а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, там-там, барабаны (большой и малый).  Их партии  записываются на одной нотной линейке  “нитке”.
б) с определённой высотой звучания:  литавры,  тарелки,  треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.

Из инструментов, не входящих в основные группы, наиболее существенна роль арфы. Эпизодически композиторы включают в оркестр челесту, фортепиано, саксофон, орган и другие инструменты.

 

Из истории оркестра

В 18 веке в опере дирижера называли «дровосеком» потому, что в руках у него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее «батута».

Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось «громким». Стук батуты очень мешал восприятию музыки. В 19 веке появился первый скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером.

Чтобы сделать руки дирижера более заметными, использовали различные предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок или нотные листки, свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева. Дирижеры стояли лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным. Небольшую деревянную палочку для дирижера впервые применил композитор и дирижер Людвиг Шпор.

Музыкантам очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоит

к ним спиной. Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер.

 

- Ребята, как вы думаете, трудно быть дирижером? Какими способностями, качествами должен обладать дирижерПродолжите фразу «Чтобы быть дирижером нужно…»

Наш современник, главный дирижёр Московского государственного академического симфонического оркестра, Павел Леонидович Коган ответил так: «Ой, их не перечислишь! Но прежде всего это: хороший музыкальный слух, память, коммуникабельность, жизненная активность, великолепная физическая форма, громадная сила воли, широчайший кругозор знаний в самых разных областях. Качеств очень много и лишь все вместе они дают облик профессионального дирижера. Отсутствие какого-либо из них – уже изъян».

В нашей стране много талантливых дирижеров.

Евгений Федорович Светланов принадлежит к числу гениальных творцов не только XX века, но и всей истории мирового музыкального искусства. Музыкант редкого масштаба одаренности, он стал олицетворением всей российской культуры, выразителем общечеловеческих духовных ценностей. Творчество Светланова уже сегодня является достоянием всего человечества.

 Е.Светланов - почетный дирижер Большого театра. 




Владимир Теодорович Спиваков — всемирно известный скрипач и дирижер, меценат, видный общественный деятель. С апреля 2003 года Владимир Спиваков является Президентом Московского международного Дома музыки.  Провозглашен Артистом мира ЮНЕСКО за выдающийся вклад в мировое искусство.


Михаил Плетнёв - один из самых неординарных музыкантов нашего времени - сочетает в себе незаурядные таланты пианиста, дирижера и композитора.



Ростропович Мстислав Леопольдович - (1927—2007) русский виолончелист, дирижер, общественный деятель.


Лондонская газета «Таймс» назвала его величайшим из   музыкантов. Его имя включено в число «Сорока бессмертных» – почетных членов Академии искусств Франции.  

Дирижеры -   высокообразованные люди с широким кругозором, с лёгкостью могут поддержать разговор на любую тему: путешествия, политика, живопись, спорт, фильмы, люди неравнодушные к окружающему миру, всеми силами, старающиеся сделать его лучше.

Слушание. И.СТРАВИНСКИЙ. БАЛЕТ "ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ", ФИНАЛ

https://yandex.fr/video/preview/?text=И.СТРАВИНСКИЙ.%20БАЛЕТ%20"ВЕСНА%20СВЯЩЕННАЯ"%2C%20ФИНАЛ&path=wizard&parent-reqid=1615530081156378-413599441905451282000183-prestable-app-host-sas-web-yp-60&wiz_type=vital&filmId=14177452615806091476

 

Ребята, определите, какие группы инструментов солируют? Запишите ответ в тетрадь.

 

Выполните следующее задание. Укажите стрелками, к какой группе относятся инструменты, и запишите ответ в тетрадь.

Труба                                      

Барабан                              Струнные смычковые

Скрипка                                  Деревянные духовые

Гобой                                      Медные духовые

Тромбон                                  Ударные

Флейта     

 

Следующее задание. Выписать в тетрадь имена известных зарубежных и отечественных дирижеров, которых вы узнали на сегодняшнем уроке.

 

 Нарисовать любой инструмент симфонического оркестра.                         

 




Комментарии