Тема:
Портрет в музыке и изобразительном искусстве
Благодаря
литературным портретам мы узнаём, как выглядят герои произведений. Музыкальные
портреты помогают нам представить героев песен, опер и балетов. Портреты дают
нам возможность получить представление, как выглядели люди, жившие задолго до
нас.
Ребята,
прежде, чем мы начнем с вами урок, предлагаю вспомнить, кто из этих людей
художник, а кто- композитор. Разместите имена художников и
композиторов в соответствующие колонки таблицы:
Художники |
Композиторы |
|
|
Петров-Водкин,
Шишкин, Куинджи, Бетховен, Римский-Корсаков, Рахманинов.
Изучите теоретический материал в разделе
«Основная часть» по ссылке:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7427/main/305966/
Ребята запишите и
запомните!
Скрипка – это удивительный музыкальный
инструмент. Скрипка сопровождала людей на протяжении многих веков: как
простолюдинов на праздниках, так и людей из аристократических кругов. Это
универсальный инструмент, который всегда можно быть взять с собой и скрасить
время приятной музыкой, песней, танцем.
Тема героизма и победы в полной мере
отразилась в творчестве представителя Венской классической школы – Людвига ван
Бетховена. Он работал во всех существовавших в его время жанрах, но наибольшую
популярность завоевали его симфонические произведения. Даже сами названия и
темы его произведения говорят об основной теме его творчества: «Патетическая»
(соната №8), «Героическая» (симфония №3), увертюры «Эгмонт» и «Кориолан»,
написанные на героические сюжеты.
Выполните письменно
задания:
1. О
ком идёт речь в норвежской народной песне «Волшебный смычок»?
А)
барабанщик
Б)
флейтист
В)
скрипач
2.
Выберите всех авторов, которые писали музыку или стихи о скрипке:
А)
Никколо Паганини
Б)
Булат Окуджава
В)
Людвиг ван Бетховен
Г)
Александр Блок
3.
Какой композитор написал песню «Музыкант»?
А)
Н.Паганини
Б)
Б.Окуджава
В)
А.Блок
Г)
Л.Бетховен
4.
В каком веке появилась скрипка?
А)
ХІІІ
Б) XVIII
В)
ХХ
Г)
ХVI
Д)
XV
5.
Кем был Никколо Паганини?
А)
композитором
Б)
скрипачом-виртуозом
В)
архитектором
Г)
поэтом
Д)
пианистом
Е)
скульптором
6.
Подпишите картинки.
7.
Вставьте пропущенное слово, чтобы утверждение стало верным:
Главный
мотив Симфонии №5 Л. Бетховена называют «темой __________». Сам Л.
Бетховен говорил: "Так _______ стучится в __________"
8.
Подставьте названия терминов:
…
- это объём звучания певческого голоса или музыкального инструмента между самым
низким и самым высоким звуками.
…-
это произведение изобразительного искусства, содержащее изображение
определённого человека или группы людей, а также художественное изображение,
образ литературного героя.
…-
это переложение музыкального произведения для исполнения на другом инструменте
или другим составом инструментов или голосов.
9.
Определите жанры, в которых написаны картины:
10. Кому принадлежат эти
строки? Выберите правильный ответ:
Музыкант
играл на скрипке, я в глаза ему глядел,
Я
не то чтоб любопытствовал – я по небу летел.
Я
не то чтобы от скуки, я надеялся понять,
Как
умеют эти руки эти звуки извлекать
Из
какой-то деревяшки, из каких-то бледных жил,
Из
какой-то там фантазии, которой он служил.
А
ещё ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь.
А
чего с ней церемониться, чего её беречь.
А)
М.Цветаева
Б)
А.Пушкин
В)
Н.Гумилев
Г)
А.Блок
Д)
Л.Толстой
Е)
Б.Окуджава
11.
Кто такой бард?
А)
автор-исполнитель собственных песен
Б)
скрипач-виртуоз
В)
скрипач-простолюдин в старину
Г) автор симфонической
музыки
12.
Выберите правильное утверждение:
А)
Музыкальный портрет можно «нарисовать» только с помощью скрипки
Б)
Портрет можно написать, как художественными, так и музыкальными средствами
В)
Музыкальных портретов не бывает
Г)
Музыка отражает только обобщённые образы
Д)
Портрет существует только в живописи
13.
С какими инструментами связывают звучание человеческого голоса? Выберите
правильные ответы:
А)
тромбон
Б)
скрипка
В)
треугольник
Г)
контрабас
Д)
альт
14.
Расставьте названия произведений в порядке их появления:
А)
Н. Паганини. «Каприс №24»
Б)
В.Зинчук. Аранжировка каприса Паганини для электрогитары
В)
С.Рахманинов. «Рапсодия на тему Паганини».
Комментарии
Отправить комментарий