Урок музыки в 5 классе. 05.03.2021

 

Тема: Портрет в музыке и изобразительном искусстве

Благодаря литературным портретам мы узнаём, как выглядят герои произведений. Музыкальные портреты помогают нам представить героев песен, опер и балетов. Портреты дают нам возможность получить представление, как выглядели люди, жившие задолго до нас.

«Девочка с персиками» (Портрет В. С. Мамонтовой) Художник Валентин Серов

Ребята, прежде, чем мы начнем с вами урок, предлагаю вспомнить, кто из этих людей художник, а кто- композитор. Разместите имена художников и композиторов в соответствующие колонки таблицы:

Художники

Композиторы

 

 

 

 

 

 

Петров-Водкин, Шишкин, Куинджи, Бетховен, Римский-Корсаков, Рахманинов.

 Изучите теоретический материал в разделе «Основная часть» по ссылке:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7427/main/305966/

 

Ребята запишите и запомните!

Скрипка – это удивительный музыкальный инструмент. Скрипка сопровождала людей на протяжении многих веков: как простолюдинов на праздниках, так и людей из аристократических кругов. Это универсальный инструмент, который всегда можно быть взять с собой и скрасить время приятной музыкой, песней, танцем.

Тема героизма и победы в полной мере отразилась в творчестве представителя Венской классической школы – Людвига ван Бетховена. Он работал во всех существовавших в его время жанрах, но наибольшую популярность завоевали его симфонические произведения. Даже сами названия и темы его произведения говорят об основной теме его творчества: «Патетическая» (соната №8), «Героическая» (симфония №3), увертюры «Эгмонт» и «Кориолан», написанные на героические сюжеты.

 

Выполните письменно задания:

1.      О ком идёт речь в норвежской народной песне «Волшебный смычок»?

А) барабанщик

Б) флейтист

В) скрипач

2. Выберите всех авторов, которые писали музыку или стихи о скрипке:

А) Никколо Паганини

Б) Булат Окуджава

В) Людвиг ван Бетховен

Г) Александр Блок

3. Какой композитор написал песню «Музыкант»?

А) Н.Паганини

Б) Б.Окуджава

В) А.Блок

Г) Л.Бетховен

4. В каком веке появилась скрипка?

А) ХІІІ

Б) XVIII

В) ХХ

Г) ХVI

Д) XV

5. Кем был Никколо Паганини?

А) композитором

Б) скрипачом-виртуозом

В) архитектором

Г) поэтом

Д) пианистом

Е) скульптором

6. Подпишите картинки.






7. Вставьте пропущенное слово, чтобы утверждение стало верным:

Главный мотив Симфонии №5 Л. Бетховена называют «темой __________». Сам Л. Бетховен говорил: "Так _______ стучится в  __________" 

 

8. Подставьте названия терминов: 

… - это объём звучания певческого голоса или музыкального инструмента между самым низким и самым высоким звуками.

…- это произведение изобразительного искусства, содержащее изображение определённого человека или группы людей, а также художественное изображение, образ литературного героя.

…- это переложение музыкального произведения для исполнения на другом инструменте или другим составом инструментов или голосов.

 

9. Определите жанры, в которых написаны картины:









10. Кому принадлежат эти строки? Выберите правильный ответ:

Музыкант играл на скрипке, я в глаза ему глядел,

Я не то чтоб любопытствовал – я по небу летел.

Я не то чтобы от скуки, я надеялся понять,

Как умеют эти руки эти звуки извлекать

Из какой-то деревяшки, из каких-то бледных жил,

Из какой-то там фантазии, которой он служил.

А ещё ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь.

А чего с ней церемониться, чего её беречь.

 

А) М.Цветаева

Б) А.Пушкин

В) Н.Гумилев

Г) А.Блок

Д) Л.Толстой

Е) Б.Окуджава

11. Кто такой бард?

А) автор-исполнитель собственных песен

Б) скрипач-виртуоз

В) скрипач-простолюдин в старину

Г) автор симфонической музыки

12. Выберите правильное утверждение:

А) Музыкальный портрет можно «нарисовать» только с помощью скрипки

Б) Портрет можно написать, как художественными, так и музыкальными средствами

В) Музыкальных портретов не бывает

Г) Музыка отражает только обобщённые образы

Д) Портрет существует только в живописи

 

13. С какими инструментами связывают звучание человеческого голоса? Выберите правильные ответы:

А) тромбон

Б) скрипка

В) треугольник

Г) контрабас

Д) альт

 

14. Расставьте названия произведений в порядке их появления: 

А) Н. Паганини. «Каприс №24»

Б) В.Зинчук. Аранжировка каприса Паганини для электрогитары

В) С.Рахманинов. «Рапсодия на тему Паганини».


Комментарии