Тема:
Основы музыкальной грамоты
Ребята, однажды древний человек решил
сохранить придуманную им мелодию. Но как это сделать? Он стал рисовать
человеческие фигурки в разных позах. Они, конечно, как-то помогали расшифровать
звуковые образы, но это было приблизительно, что от этого пришлось сразу
отказаться. Потом он стал рисовать волнистые линии над словами, чтобы было
понятно, где голос повышается, а где понижается. Но этот метод тоже не смог
передать красоту мелодии.
Затем человек попытался заменить звуки
условными буквами, а чуть позже придумал специальные значки – разные черточки,
запятые, точки, которые назвал невмами.
Но все эти значки не могли передать самого
главного – звуковой высоты. И вот однажды человек придумал следующее: он
перечеркнул невмы красной линией и обозначил эту линейку буквой, обозначающей
звук «фа».
Это оказалось удобным, и через некоторое
время появились другие линейки. Вскоре их число достигло четырех. Линейки были
разного цвета и считались снизу вверх: черная, красная, черная, желтая. Тогда
желтая линейка обозначала звук «до». Позднее появилась и пятая линейка.
Считается, что это изобретение принадлежит итальянскому музыканту Гвидо д´Ареццо.
И потом еще немало лет музыканты трудились над созданием специальных значков,
помогающих записывать музыку.
Трудно сказать, когда именно невмы превратились в ноты и почему нотоносец называют нотным станом, но сегодня каждый человек знает, что нотоносец – это пять линеек, которые считают снизу вверх;
Что существует семь нот, которые
записывают специальными знаками, иногда даже на дополнительных линейках
нотоносца – снизу и сверху;
Что в музыке есть свои знаки препинания –
знаки пунктуации, а также знаки альтерации; что, наконец, такие музыкальные
знаки может выучить любой, следовательно, каждый может прочитать и исполнить
музыкальное произведение.
Ребята, и мы тоже начнем учиться. Посмотрите,
какая великолепная арка в мире Музыки. Предлагаю вам заполнить клетки
соответствующими буквами и раскрасить арку-радугу. Это будет домашнее задание,
которое вы принесете учителю.
Ребята, оказывается, у каждого звука есть
свое имя. Выучите считалочку:
Предлагаю послушать произведения
известного польского композитора Фридерика Шопена.
Определите, солирующий инструмент
«Прелюдия ля мажор»
«Революционный этюд»
Комментарии
Отправить комментарий