Урок музыки в 1 классе. 01.03.2021

 

Тема: Основы музыкальной грамоты

 

Ребята, однажды древний человек решил сохранить придуманную им мелодию. Но как это сделать? Он стал рисовать человеческие фигурки в разных позах. Они, конечно, как-то помогали расшифровать звуковые образы, но это было приблизительно, что от этого пришлось сразу отказаться. Потом он стал рисовать волнистые линии над словами, чтобы было понятно, где голос повышается, а где понижается. Но этот метод тоже не смог передать красоту мелодии.

Затем человек попытался заменить звуки условными буквами, а чуть позже придумал специальные значки – разные черточки, запятые, точки, которые назвал невмами.

Но все эти значки не могли передать самого главного – звуковой высоты. И вот однажды человек придумал следующее: он перечеркнул невмы красной линией и обозначил эту линейку буквой, обозначающей звук «фа».





Это оказалось удобным, и через некоторое время появились другие линейки. Вскоре их число достигло четырех. Линейки были разного цвета и считались снизу вверх: черная, красная, черная, желтая. Тогда желтая линейка обозначала звук «до». Позднее появилась и пятая линейка. Считается, что это изобретение принадлежит итальянскому музыканту Гвидо д´Ареццо. И потом еще немало лет музыканты трудились над созданием специальных значков, помогающих записывать музыку.

Трудно сказать, когда именно невмы превратились в ноты и почему нотоносец называют нотным станом, но сегодня каждый человек знает, что нотоносец – это пять линеек, которые считают снизу вверх;

Что существует семь нот, которые записывают специальными знаками, иногда даже на дополнительных линейках нотоносца – снизу и сверху;


Что в музыке есть свои знаки препинания – знаки пунктуации, а также знаки альтерации; что, наконец, такие музыкальные знаки может выучить любой, следовательно, каждый может прочитать и исполнить музыкальное произведение.

Ребята, и мы тоже начнем учиться. Посмотрите, какая великолепная арка в мире Музыки. Предлагаю вам заполнить клетки соответствующими буквами и раскрасить арку-радугу. Это будет домашнее задание, которое вы принесете учителю.



Ребята, оказывается, у каждого звука есть свое имя. Выучите считалочку:



Предлагаю послушать произведения известного польского композитора Фридерика Шопена.


Определите, солирующий инструмент

«Прелюдия ля мажор»

https://yandex.fr/video/preview/?text=прелюдия%20ля%20мажор%20шопен&path=wizard&parent-reqid=1614584091151199-1590033986251219850700111-production-app-host-sas-web-yp-99&wiz_type=vital&filmId=15291587098672080057

«Революционный этюд»

https://yandex.fr/video/preview/?text=революционный%20этюд%20шопена&path=wizard&parent-reqid=1614584202414723-938000530647924141604475-prestable-app-host-sas-web-yp-155&wiz_type=vital&filmId=9761358248541190093


Комментарии