Тема: Музыка послевоенного мира. Бенджамин Бриттен
Ребята, сегодня вы узнаете об одном из самых важных британских композиторов — о его месте в английской культуре, главных произведениях и музыкальном окружении.
1.Бриттен прервал «эпоху молчания» в английской музыке
Как национальный композитор, он использовал в музыке самые разные английские мотивы: от интонационных оборотов английской речи до скрытых цитат из английских песен; от хоровых английских жанров типа кэролов , антемов и граунда до романтической английской поэзии. Кроме того, он воссоздавал в операх типичные английские характеры.
В ХХ веке для всего музыкального мира сочетание «музыка Англии» и «музыка Бриттена» стали синонимами.
Он начал с музыки для радиоспектаклей, телевидения, кино и театра. Как и любой англичанин, Бриттен обожал хоровую музыку и писал много вокальных сочинений: оратории, кантаты, антемы, отдельные хоры и песни. Огромную нишу в его творчестве занимают вокальные циклы — особый жанр, состоящий из песен со сквозным музыкальным сюжетом. Бриттен использовал его и тем самым «продвигал» английских поэтов: Перси Биши Шелли, Альфреда Теннисона, Сэмюэля Тейлора Кольриджа, Уильяма Блейка, Томаса Мидлтона и других.У «зрелого» Бриттена большое количество произведений для оркестра: симфониетты, сюиты, фортепианный, скрипичный концерты и Симфония для виолончели с оркестром (написанная специально для Мстислава Ростроповича) — и множество сочинений для различных инструментов: фортепиано, виолончели, скрипки, гобоя, гитары, несколько струнных квартетов.Таким образом, Бриттену удалось «заполнить пробелы» тех самых пропущенных в Англии эпох: в собственном английском корпусе произведений не было классической симфонии, вокальных циклов, инструментальных концертов. А благодаря Бриттену все это появилось, пусть и уже в ХХ веке. Кроме разнообразных жанров Бриттен перепробовал все новаторское из первой половины ХХ века: у него есть неоклассические сочинения, есть импрессионистская музыка (например, «Озарения» на слова Артюра Рембо), есть экспрессионистские образы и звучания, немного символистского (например, «Поворот винта»), было и самое авангардное того времени — произведения в додекафонной технике, предложенной Арнольдом Шёнбергом, композитором первой волны авангарда
3. Бриттен написал одно из самых любимых детьми произведений
В ХХ веке композиторы стали намеренно писать музыку, понятную детям, — такие сочинения, как правило, должны иметь название, содержать понятные детям образы, быть звукоизобразительными, небольшими, в простых формах, с яркими гармониями и запоминающимися мелодиями.
Самыми известными из них стали «Петя и волк» Прокофьева, «Карнавал животных» Сен-Санса и бриттеновский «Путеводитель по оркестру для юных слушателей».Бриттен написал «Путеводитель» по заказу министерства просвещения в рамках работы над музыкой к документальному фильму «Инструменты оркестра» в 1945 году. Он взял за основу тему из сюиты Генри Пёрселла «Абделазар, или Месть мавра» и создал на ее основе цикл вариаций. Действующие лица «Путеводителя» — инструменты. Они «рассказывают», как аранжируется оркестровое произведение, как используются возможности разных инструментов и меняются жанры музыки.Вообще Бриттен создал много музыки для детей, например песенный цикл «После полудня в пятницу», оперу «Давайте создадим оперу» и другие, но «Путеводитель» стал одним из самых исполняемых в мире.
Военный реквием
Главным успехом британского композитора считается Военный реквием. В оратории заняты солисты-певцы (сопрано, тенор и бас), мужской, женский хор и хор мальчиков, два оркестра — камерный и симфонический.Пьеса длится около полутора часов. Бриттен создал не строгую церковную службу на канонический латинский текст, а многослойную гражданскую литургию. Стихи заупокойной мессы прерывают и «комментируют» части, созданные на тексты английского поэта Уилфреда Оуэна. Таким образом внутри мессы возникает песенный цикл.Заказ на создание произведения был приурочен к открытию мемориала в Ковентри (1961): рядом с законсервированными руинами старинного храма, разрушенного бомбардировкой, был возведен новый кафедральный собор. Реквием Бриттена посвящен событиям Второй мировой войны, тексты же Оуэна написаны под впечатлением от ужасов Первой. Поэт был убит в бою ровно за неделю до ее окончания.Бриттен основывается на выдающихся образцах европейской музыки, при этом дает показательный пример собственного метода сочинения, гармонического языка. Очевидны культурные связи Военного реквиема с Девятой симфонией Бетховена, «Страстями» Баха, моцартовским Реквиемом и Немецким реквиемом Брамса, «Песнями об умерших детях» Малера.В 1988 году режиссер Дерек Джармен снял фильм / визуальный ряд к оратории с аллегорическими образами, роли которых исполняют Тильда Суинтон, Лоуренс Оливье, Натаниель Паркер и другие.
«Семь сонетов на стихи Микеланджело»
«Родился мальчик»
С этим сочинением 19-летний Бриттен дебютировал в эфире Би-би-си. Юный композитор был увлечен нововенской школой и Стравинским, чуть было не уехал учиться к Альбану Бергу в Вену. Но в этой пьесе ясно слышны индивидуальные черты, присущие автору, здесь они заметнее влияний — это и работа с текстом, и выбор исполнителей, гармонизация, построение формы.По форме пьеса представляет собой тему с вариациями. Всего вариаций шесть, и в каждой использован разный стихотворный текст. Большинство стихов принадлежит анонимным поэтам XV–XVI веков. В своей вариативной технике Бриттен использует приемы и нововенской школы, и ренессансной полифонии. Из короткой темы (всего лишь из четырех нот) композитор строит разнообразное, контрастное произведение около получаса длиной. В хоровом ансамбле участвуют три группы голосов: женские, мужские и детские. Пожалуй, вместе с этим хором, посвященным рождению младенца Христа, был рожден и сам композитор Бенджамин Бриттен.
«Питер Граймс»
Премьера «Граймса» (1945) утвердила славу Бриттена как нового «британского Орфея», второго великого английского композитора после Пёрселла.
Третья сюита для виолончели соло
В Третьей сюите используются русские темы, в том числе напев «Со святыми упокой». Этот надгробный мотив звучит в Шестой симфонии Чайковского: считается, что в этой симфонии Чайковский предсказал свою смерть (он скончался спустя девять дней после премьеры сочинения). Именно ее дирижировал Ростропович в прощальном туре с оркестром Московской консерватории перед эмиграцией.
Бриттен приезжал в Советский Союз неоднократно, его оперы ставились в Большом театре и на фестивале Святослава Рихтера «Декабрьские вечера» в Пушкинском музее.
«Золотая тщета»
Пьеса — увлекательная игра для исполнителей-детей и отдельный вызов для пианиста. В его руках оказываются все краски и звуки моря.
«Смерть в Венеции»
Одноименный фильм Висконти вышел в прокат как раз незадолго до того, как Бриттен взялся за свой последний шедевр. Друзья отговорили композитора идти в кино. И не напрасно: опера Бриттена трактует новеллу Томаса Манна, написанную под влиянием известия о смерти композитора Малера, в совсем ином ключе. Автор кладет на музыку не то, что говорят персонажи, а то, что они переживают. Переживания состоят из воспоминаний, тайных желаний, истинных мотивов поступков. Главным героем партитуры Бриттена можно назвать оркестр. Блеск бриттеновской оркестровки холоден: инструментальная ткань насыщена мотивами-символами, тембры оркестра «вылепляют» характеры сценических персонажей.
Комментарии
Отправить комментарий