Тема:
Романтизм в русской музыке
В русской музыке XIX в. от Глинки до
Чайковского черты классицизма сочетались с чертами романтизма, ведущим
элементом являлось яркое, самобытное национальное начало. Время (1812 год,
восстание декабристов, последовавшая реакция) наложило отпечаток на музыку.
Какой бы жанр мы не взяли - романс, оперу, балет, камерную музыку - везде
русские композиторы сказали свое новое слово. Начало XIX в. - это годы первого
и яркого расцвета жанра романса. До сих пор звучит и радует слушателей скромная
искренняя лирика Александра Александровича Алябьева. Он писал романсы на стихи
многих поэтов, но бессмертными являются “Соловей“ на стихи Дельвига, “Зимняя
дорога”, “Я вас люблю” на стихи Пушкина.
Александр Егорович Варламов писал музыку к
драматическим спектаклям, но больше мы его знаем по известным романсам “Красный
сарафан”, «На заре ты меня не буди”, “Белеет парус одинокий”.
Александр Львович Гурилев - композитор,
пианист, скрипач и педагог, ему принадлежат такие романсы, как “Однозвучно
звенит колокольчик”, “На заре туманной юности” и др.
Самое видное место здесь занимают романсы
Глинки. Никто другой тогда еще не достигал такого естественного слияния музыки
с поэзией Пушкина, Жуковского. Михаил Иванович Глинка - современник
Пушкина, классик русской литературы, стал основоположником музыкальной
классики. Его творчество - одна из вершин русской и мировой музыкальной
культуры. В нем гармонично сочетаются богатства народной музыки и высочайшие
достижения композиторского мастерства. Глубоко народное реалистическое
творчество Глинки отразило мощный расцвет русской культуры 1-й половины XIX в.,
связанный с Отечественной войной 1812 г. и движением декабристов. Светлый,
жизнеутверждающий характер, стройность форм, красота выразительно-певучих
мелодий, разнообразие, красочность и тонкость гармоний - ценнейшие качества
музыки Глинки. В знаменитейшей опере “Иван Сусанин” (1836) получила гениальное
выражение идея народного патриотизма; моральное величие русского народа
прославляется и в сказочной опере “Руслан и Людмила“. Оркестровые сочинения
Глинки: “Вальс-фантазия”, “Ночь в Мадриде” и особенно “Камаринская”, составляют
основу русского классического симфонизма. Замечательна по силе драматического
выражения и яркости характеристик музыка к трагедии “Князь Холмский”. Вокальная
лирика Глинки (романсы ”Я помню чудное мгновенье”, ”Сомнение”) -
непревзойденное воплощение в музыке русской поэзии.
https://yandex.fr/video/search?text=глинка+я+помню+чудное+мгновенье
Новатором в области музыки выступил А.С.
Даргомыжский, автор оперы-балета "Торжество Вакха" и создатель
речитатива в опере. Его музыка была тесно связана с творчеством композиторов
"Могучей кучки" - М.П. Мусоргского, М.А. Балакирева, Н.А. Римского-Корсакова,
А.П. Бородина, Ц.А. Кюи, стремившихся к воплощению в своих произведениях
"жизни, где бы она ни сказалась", активно обращавшихся к историческим
сюжетам и фольклорным мотивам. Их творчество утвердило жанр музыкальной драмы. "Борис
Годунов" и "Хованщина" Мусоргского, "Князь Игорь"
Бородина, "Снегурочка" и "Царская невеста"
Римского-Корсакова составляют гордость русского и мирового искусства.
Особое место в русской музыке занимает
П.И. Чайковский, воплотивший в своих произведениях внутренний драматизм и
внимание к внутреннему миру человека, свойственные русской литературе XIX в., к
которой композитор часто обращался (оперы "Евгений Онегин",
"Пиковая дама", "Мазепа"). Значительное место в творчестве
занимали романсы.
Прочитав внимательно теоретический
материал, ответьте письменно на вопросы:
1. Перечислите
русских композиторов XIX
века,
в чьих произведениях отображены черты романтизма?
2. Напишите
мини-сочинение «Михаил Иванович Глинка – истинный певец русского народа» (1
стр.)
Комментарии
Отправить комментарий