Тема: Музыкальные жанры эпохи Просвещения
Особый путь развития у русской музыки.
Какие музыкальные жанры развивались в эпоху Петра? Чем отличалась русская опера
от европейской? Это мы и постараемся выяснить на уроке.
Реформы Петра I, направленные на
развитие и укрепление государства, способствовали расцвету русской светской
культуры. В это время появляются новые формы музицирования и новые музыкальные
жанры. По указу Петра создаются духовые оркестры. В каждой воинской части был
свой духовой оркестр, формировавшийся из солдатских детей. Эти оркестры играют
на торжественных парадах и праздниках. Особой популярностью пользуются роговые
оркестры, состоящие из охотничьих рогов разной величины. Эти рога издавали
только один звук, одну ноту и для самого простого музыкального произведения их
требовалось не менее 50 штук. Роговые крепостные оркестры исполняли даже
произведения Гайдна и Моцарта. Современники, слышавшие игру этих оркестров,
восхищались необычной красотой их звучания.
В этот период дальнейшее развитие получает
и давняя русская традиция хорового пения. В рукописных музыкальных
альбомах XVIII века можно найти записи песен для трёх голосов, так
называемых кантов. Канты были самого разного содержания: лирические, пасторальные,
серенады исполнялись в домах любителей музыки на домашних вечерах.
Были канты хвалебные, их часто исполняли
во время праздников, воспевая героические подвиги царя, военные победы. Были
канты застольные, шутливые.
В XVIII веке большинство европейских
государств охватило просветительское движение. Благодаря реформам
Петра I Россия активно включилась в этот процесс, приобщаясь к достижениям
европейской цивилизации. Ее поворот в сторону Европы, породивший феномен
«русской европейскости», произошел типично по-русски – круто и решительно.
Взаимодействие с более устоявшимися художественными школами Западной Европы
позволило русскому искусству пройти путь «ускоренного развития», освоив в
исторически сжатые сроки европейские эстетические теории, светские жанры
и формы.
Главное достижение русского Просвещения –
расцвет личностного творчества, которое приходит на смену безымянному труду
художников Древней Руси. Реализуется ломоносовская формула: «будет собственных
Платонов и быстрых разумом Ньютонов Российская земля рождать».
Ведущим хоровым жанром становится русский
духовный концерт, служивший своеобразным символом древней отечественной
традиции. Своего наивысшего расцвета духовный концерт достиг
в екатерининскую эпоху (1762- 1796). Это было благоприятное время для
российской культуры. Попытка возродить дух петровских преобразований во многом
увенчалась успехом. Политика, экономика, наука и культура вновь получили
импульс к развитию. Возобновилась практика обучения наиболее талантливых
представителей науки и искусства за границей. Тесные культурные контакты России
с просвещенной Европой не могли не повлиять на появление первых опытов
профессионального композиторского творчества. В XVIII веке начинают
собирать и обрабатывать русские народные песни, на основе которых и развивается
вся русская музыка этого века. Особенно многим обязана песне русская опера.
В русской музыке XVIII века
опера стала особенно значительным жанром, а самой популярной была опера
комическая. Либретто для опер писали такие известные драматурги как Сумароков,
Княжнин, Крылов. Героями их становятся типичные русские персонажи: хвастливый
барин - помещик, пронырливый купец, хитрый слуга, наивная, простодушная
девушка. В ранних русских операх всегда присутствовали черты сатиры, обличения
и морализаторства. Нравственные достоинства простых людей противопоставлялись
порокам дворян. В русскую оперу с самых первых её дней проникает протест против
крепостнического произвола, социального неравенства. До нашего времени дошло
всего 5 опер:
" Анюта"- либретто Попова,
композитор неизвестен, партитура не сохранилась.
" Розана и Любим" - - либретто
Николаева, композитор Керцелли.
" Мельник - колдун, обманщик и
сват" - либретто Аблесимова, музыка Соколовского - первый типичный образец
русской народно- бытовой комической оперы.
" Несчастье от кареты или
Санкт-Петербургский гостиный двор" - либретто Матинского, музыка
Пашкевича.
" Ямщики на подставе" музыка
Фомина.XIX веке.
Эти первые оперы представляли собой
чередование разговорных диалогов и песенных номеров, но музыка ещё не играла в
них главной роли.
В силу особых исторических обстоятельств
художественная культура России в век Просвещения не выдвинула композиторов
общемирового значения, но она дала ряд интересных ярких дарований, которые
подготовили расцвет и всемирное признание русской музыки в XIХ веке. Большой
вклад в становление русского классического хорового концерта внесли выдающиеся
иностранные композиторы, жившие в Петербурге (Д.Сарти,
Б. Галуппи). Вершинные достижения русской хоровой музыки эпохи
Просвещения связаны с именами М.С. Березовского и Д.С. Бортнянского.
Православная церковная музыка – явление
многогранное. Она возникла в эпоху становления православия, восточного
христианства – Византии, и продолжает исполняться и создаваться по сей день.
Музыкальная культура Византии вобрала в себя особенности музыки тех народов,
которые составили православие: греков, болгар, сербов, русских, белорусов,
восточных украинцев. Национальные особенности этих народов, яркие и узнаваемые,
были в церковной православной музыке сглажены, поскольку подчинялись строгим
правилам – канонам, которые строго соблюдались музыкантами, авторами псалмов,
литургий. С середины XVII века в музыкальном православии окончательно
закрепились основные жанры: кант, псалом, хоровой концерт.
Слушание фрагмента Хорового концерта
«Не отвержи мене..»
Ребята, изучите внимательно теоретический
материал и дайте письменные ответы на вопросы:
1. Что
вы узнали о кантах? (3-4 предложения).
2. Расскажите
о ведущем хоровом жанре – духовном концерте.
3. Перечислите
5 ранних русских опер.
4. Назовите
композиторов эпохи Просвещения.
5. Назовите
основные жанры эпохи Просвещения.
Комментарии
Отправить комментарий