Урок музыки в 6 классе. 19.01.2021

 Тема: Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки 

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим говорить о древней русской духовной музыке, основным жанром которой является знаменный распев. Знаменный распев – основной жанр русской духовной музыки ХI-XVII веков, музыки в православной церкви этого периода.

       Послушаем три музыкальных отрывка из произведений великих русских композиторов и попробуем уловить традиции, на которые опирались авторы этой музыки.

М.И.Глинка, хор «Лель таинственный» из оперы «Руслан и Людмила».

https://yandex.fr/video/preview/?text=М.И.Глинка%2C%20хор%20«Лель%20таинственный»%20из%20оперы%20«Руслан%20и%20Людмила».&path=wizard&parent-reqid=1611039990741143-1513949501000860949800275-production-app-host-sas-web-yp-249&wiz_type=vital&filmId=739755904091923389

 

А.П.Бородин, симфония № 2, начало главной темы 1 части.

https://yandex.fr/video/preview/?text=А.П.Бородин%2C%20симфония%20№%202%2C%20начало%20главной%20темы%201%20части.&path=wizard&parent-reqid=1611041318879519-1199979224100506948200276-production-app-host-sas-web-yp-40&wiz_type=vital&filmId=17733900806817918644

 

Н.А.Римский-Корсаков, увертюра «Светлый праздник».

https://yandex.fr/video/preview/?text=Н.А.Римский-Корсаков%2C+увертюра+«Светлый+праздник».&path=wizard&parent-reqid=1611041465597509-476597218893507952100275-production-app-host-sas-web-yp-180&wiz_type=vital&filmId=12526714003683994629&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DiGdebO0xyN8

 

        Что общего у всех этих трех мелодий? Они одноголосны, звучат архаично, грозно, мощно. В создании этих тем композиторы опирались на древние духовные песнопения, которые назывались знаменным распевом. Когда появились на Руси подобные напевы? В нашей стране они зазвучали с принятием христианства, т.е. с Крещения Руси, которое было привнесено к нам из Византии (989 год). Посмотрите внимательно видеоролик

https://yandex.fr/video/preview/?text=смотреть+фильм+мелодия+духа&path=wizard&parent-reqid=1611041626880139-428024651821320721400275-production-app-host-sas-web-yp-41&wiz_type=vital&filmId=10479185506588869962&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DtUgNl2BWbVk

Ребята, на рисунке мы видим слова молитвы по-церковнославянски. В этом языке было по две разные буквы для звуков «е», «и», а в конце многих слов ставилась «ять»- твердый знак, который не произносится. Но самое необычное в этой рукописи - это значки над буквами, которые являются нотными знаками, «крюками». Название пошло от названия самого распространенного значка – крюка («галочка» с заострением на конце) Крюки очень многообразны: они обозначают иногда один звук, а иногда целую попевку. Кроме того, разные знамена нужны для обозначения разных длительностей. Сила звука, указание на конец и начало фразы тоже требует отличающихся друг от друга знаков.

Обратите внимание, что древнерусское песнопение – это в основном одноголосное, унисонное пение хора или ансамбля. Унисонное пение дает возможность поющим и молящимся слиться в единой мысли, в едином порыве души. Музыка здесь лишь помогает звучать слову, усиливает его. 

      - Как вы думаете, имеет ли смысл хранить знание о крюках, уметь петь по ним? Безусловно, да, так как это достояние нашей истории. Кроме того, для христианина крюки сами по себе являются источником знания, нравственного воспитания.  Знамена означают некоторые духовные истины, как бы дают духовные советы. Так, крюк означает «крепкое ума блюдение от зол», палка – «послушание Бога ради без прекословия», змейца – «избежание земной славы и суеты мира сего».

     -В истории русской духовной музыки знаменный распев царил с ХI века до ХVII, когда через Польшу и Украину началось проникновение партесного пения – многоголосного пения по партиям в итальянском духе.  Знаменное и партесное пение можно сравнить с двумя типами строительства храмов или с двумя видами икон: теми, что существовали до ХVIII века, и теми, что утвердились позже.

Никольский собор в Петербурге, ХVIII век и храм Покрова на Нерли, ХIII век

 

Домашнее задание.

Ответьте письменно на вопросы:

1.Знаменный распев

А) основной распев древнерусской многоголосной музыки 15 века

Б) основной распев древнерусской одноголосной музыки 11-17 век

В) Основной распев древнерусской многоголосной музыки (XIII –XIX века)

2. Цель пения в церкви?

А) восхваление природы

Б) восхваление бога

3. Особые знаки для записи церковных песнопений: ____ и ______

4. Автор знаменного распева

А) Скоморох

Б) Распевщик

5. Многоголосное церковное пение в середине 17 века

А) Партесное

Б) знаменный распев

6. Перечислите композиторов, в чьем творчестве есть обращение к духовной музыке.

7. Мелодика знаменного распева отличается

А) Плавностью и уравновешенностью волнообразных линий

Б) Скачками

В) тембром

8. Знаменный распев отличают

А) краткость

Б) Широкая внутрислоговая распевность и свободная изменчивость мелодического рисунка

В) скачкообразная мелодия

9. Духовное песнопение несет в себе

А) отрицательную энергию

Б) посредственность

В) Заряд духовной силы, способной успокоить, возродить нравственно, указать смысл жизни.

10. Унисон – это

А) сочетание 2 звуков

Б) сочетание 3 звуков

В) Единозвучие, одновременное звучание двух или нескольких звуков одинаковой высоты.

 







Комментарии