Тема: Особенности жанра песни
Здравствуйте,
ребята! Что заставляет нас танцевать? Маршировать? (Танцевальный и маршевый
ритм!)
-
Что заставляет нас петь и напевать под музыку? Что есть особенного в песне?
(МЕЛОДИЯ –
музыкальная МЫСЛЬ! – важнейшая часть музыки, важнейшее
средство музыкальной выразительности.)
-
Итак, мы сегодня познакомимся поближе с жанром ПЕСНЯ! А еще познакомимся с
биографией великого композитора Людвига ван Бетховена.
Более 200 лет назад в Германии в
бедной, почти нищей семье родился великий композитор Людвиг ван
Бетховен, которого часто называют величайшим музыкантом всех времён. Отец его
был человеком опустившимся, пьяницей, грубым и жестоким в
обращении с измученной женой и детьми.
Тяжелые изнурительные болезни всю
жизнь преследовали Бетховена, подтачивая его здоровье. Ему не было еще 30 лет,
когда он ощутил первые признаки приближающейся глухоты, которая
потом отделила его непроницаемой стеной от
окружающего мира. Бетховен был несчастен в любви: он мечтал о
хорошем добром друге, о верной любимой жене, но
так и умер в одиночестве. Он усыновил своего осиротевшего
племянника, полюбил его со всей силой
нерастраченной отцовской любви, но мальчик оказался испорченным,
недобрым, плохим человеком и принес своему
воспитателю лишь новое горе и страдание.
Родившись
в простой семье, происходившей из крестьян, Бетховен ненавидел богатых и
знатных, бессердечных, не способных оценить настоящее
искусство аристократов и понимал нужды простых, маленьких
людей, с трудом добывающих кусок хлеба.
В
ту пору очень часто можно было встретить играющего на улице шарманщика.
Шарманка -
музыкальный инструмент. Сейчас вряд ли кто-нибудь помнит шарманку.
От
нее и пошло русское название шарманка.
Но
постепенно запись стиралась, шарманка начинала фальшивить, а ее бедный
владелец, который жил на те жалкие гроши, что бросали ему слушатели, конечно,
не мог купить новую. И постепенно слово шарманка стало сопоставляться с фальшивым и нудным
однообразным звучанием. Поэтому и сейчас, когда давным-давно шарманок нет,
можно услышать укоризненное и сердитое: «Ну опять свою шарманку завел!»
-
Наш шарманщик пришел со зверьком – сурком!
Из
края в край вперед иду –
И
мой сурок со мною.
Под
вечер кров себе найду –
И
мой сурок со мною.
Кусочек
хлеба нам дарят –
И
мой сурок со мною.
И
вот я сыт, и вот я рад -
И
мой сурок со мною.
-
Попробуйте почувствовать настроение и мысли композитора в этой песне…
-Ребята, попробуйте определить средства
музыкальной выразительности: темп, характер, лад.
-Ребята,
давайте проведем игру «Виды песен». Это поможет вам закрепить понятие «виды
песен».
Например,
есть вы – дети. Бывают детские песни. А что такое детская песня? Это – особый
вид песни.
Свадьба
– свадебные песни
Гость
– гостевая песня
Масленица
- …
Революция
- …
Лирика
- …
Война
- …
Молодежь
- …
Школа
-…
Труд
- …
Фольклор
- …
Студент
- …
-Итак,
ребята, какие виды песен вы запомнили? Какой вид больше подходит вам?
Следующий отличительный
признак песни – ее исполняют по ситуации:
Гимн
– в торжественной ситуации
Колыбельную
– для успокоения маленького ребенка
Школьную
– на уроке или в школе
Солдатскую
– для поднятия боевого духа солдат
Спортивную
– для спортивного настроения и так далее.
-Ребята,
так что же такое песня? Песня – это один
из «китов», на которых держится музыка. Это главный музыкальный жанр. У песни
есть отличительные признаки, которые нам помогают отличить ее от других
музыкальных жанров. Это - слова. Песню
надо петь со словами, значит у нее есть содержание.
Итак,
ребята, давайте проверим, как вы усвоили тему сегодняшнего урока. Разгадайте
кроссворд. Если вы правильно ответите на вопросы, получите ключевое слово –
тему урока.
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
3 |
|
|
|
|
|
||||||
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
1. 1)Характер
музыки: радость или…
2. 2)Великий немецкий композитор, с которым вы
сегодня познакомились.
3. 3)Название известной песни, в которой
рассказывается о мальчике-бедняке, который со своим дрессированным питомцем
выступает на ярмарках и поет под шарманку.
4. 4)Музыкальный инструмент, расписанный ящик,
вращая ручку которого раздавались звуки вальсов или полек.
5. 5)Важнейшая
часть музыки, важнейшее средство музыкальной выразительности.
Комментарии
Отправить комментарий