Урок музыки в 5 классе, 11.12.2020

Тема: Путешествие в музыкальный театр. Балет

   Здравствуйте, ребята. Сегодня мы совершим ещё одно путешествие в музыкальный театр.  Но сначала, давайте вспомним, как ведут себя в театре зрители? Итак:

1) Приходим за 15 минут;

2) одежда торжественная, парадная;

3) до 3-его звонка занимаем места в зрительном зале;

4) пробираемся к своему месту лицом к сидящим;

5) в антракте можно сходить в буфет;

6) покидаем места, когда закроется занавес.

   Я приглашаю вас в театр оперы и балета.

Тема: Путешествие в музыкальный театр. Балет

   Здравствуйте, ребята. Сегодня мы совершим ещё одно путешествие в музыкальный театр.  Но сначала, давайте вспомним, как ведут себя в театре зрители? Итак:

1) Приходим за 15 минут;

2) одежда торжественная, парадная;

3) до 3-его звонка занимаем места в зрительном зале;

4) пробираемся к своему месту лицом к сидящим;

5) в антракте можно сходить в буфет;

6) покидаем места, когда закроется занавес.

   Я приглашаю вас в театр оперы и балета.

Перед вами Донецкий академический театр оперы и балета имени Анатолия Соловьяненко – «Донбасс Опера». Он был открыт в 1941 году. В разное время в театре работали такие оперные певцы, как Геннадий Каликин, Алексей Кривченя, Анатолий Соловьяненко, Юрий Гуляев, Раиса Колесник. За годы существования в Донецком театре оперы и балета было поставлено 300 опер, балет, оперетт, музыкальных сказок по произведениям отечественных и зарубежных композиторов.

   Чтобы узнать с каким жанром мы сегодня познакомимся, предлагаю разгадать кроссворд. 

1.    1. Низкий мужской голос.

2.   2. Сольный музыкальный номер в опере, раскрывает образ главного героя, рисует его музыкальный портрет.

3.   3.Краткое содержание музыкального спектакля.

4.   4. В переводе с «итальянского это слово означает «сочинение».

5.   5.Зрелищный вид искусства, объединяющий литературу, музыку, хореографию, вокал, изобразительное искусство.

 

1

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

  

 

 

 


 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

  

 

 Итак, ребята, надеюсь вы справились с заданием и собрали слово.

Мы пришли в театр (какой?) и увидели, что на сцене (что происходит?).

Чем похожи опера и балет?

Ребята, чтобы дать определение понятию балет, попробуйте, пожалуйста, собрать слова воедино. И запишите в тетрадь.

Танец вид и музыка сценического являются искусства которого основными средствами выразительными - балет.

Давайте это определение найдем в музыкальном словаре.

   Балет зародился в Италии в 16в. вначале как танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере. Заимствованный из Италии, во Франции расцветает придворный балет как пышное торжественное зрелище. Музыкальную основу первых балетов составляли народные и придворные танцы. Во второй половине 17 века появляются новые театральные жанры, такие как комедия-балет, опера-балет, в которых значительное место отводится балетной музыке, и делаются попытки её драматизировать. Но самостоятельным видом сценического искусства балет становится только во второй половине 18 века.

Почти триста лет назад балет пришел из Европы в Россию. П.И. Чайковский стал новатором в жанре балет. Музыка его 3 гениальных балетов настолько красива и выразительна, что прекрасно существует и сама по себе, вне театральной сцены, исполняется в концертном зале, по радио и телевидению.

Запишите эти балеты:

1.    1. «Спящая красавица»

2.    2. «Лебединое озеро».

А название 3-его балета мы можем вспомнить, посмотрев видеофрагмент.

https://yandex.fr/video/preview/?text=фрагмент%20балета%20щелкунчик&path=wizard&parent-reqid=1607932148955425-834474623610907498600275-prestable-app-host-sas-web-yp-20&wiz_type=vital&filmId=14865439971468220792

 

Да, верно, это балет «Щелкунчик».

Какое литературное произведение лежит в основе этого балета? (Сказка Гофмана).

Кто может рассказать сюжет этой сказки? (Действие этого балета происходит в маленьком немецком городке. Дети и взрослые веселятся вокруг рождественской елки. Девочки Мари подарили куклу для раскалывания орехов. С наступлением ночи оживает таинственный мир чудес. Выползают из своих нор мыши во главе с Мышиным королем…)

https://yandex.fr/video/search?text=битва+с+мышами+из+балета+щелкунчик+видео

Записать в тетрадь: П.И. Чайковский. Битва с мышами из балета «Щелкунчик».

Давайте определим средства музыкальной выразительности:

-Темп (умеренный)

- динамика (громко)

-лад (мажор)

- ритм (ровный, четкий)

- характер (тревожный, воинственный)

Ребята, балет заканчивается тем, что Мари и принц попадают в сказочную страну сладостей и игрушек, где их встречает фея Драже…)

Для создания музыкального образа феи П.И. Чайковскому специально пришлось заказывать из Франции очень редкий, но удивительно красивый музыкальный инструмент – челеста. (Записать в тетрадь).

Сейчас мы с вами послушаем, как звучит челеста в вариации феи Драже. Постарайтесь определить, на какой русский музыкальный инструмент похоже ее звучание? (колокольчики)

https://yandex.fr/video/search?text=танец%20феи%20драже%20из%20балета%20щелкунчик%20видео

Подумайте, с помощью каких музыкальных средств композитор создает образ феи?

Динамика – тихо;

Характер – легкость, воздушность.

Чтобы закрепить изученный материал, предлагаю заполнить сравнительную таблицу музыкальных жанров (поставьте + или )

Вид деятельности

Балет

Опера

пение

 

 

музыка

 

 

хореография

 

 

либретто

 

 

Главный герой солист

 

 

Произведение для двух человек

 

 

Группа людей

 

 

 

Домашнее задание.

1)    1. Прочитайте внимательно текст и законспектируйте выделенные слова.

2)    2. Разгадайте кроссворд.

3)    3. Дайте определение понятию балет, собрав слова воедино.

4)   4.  Заполните сравнительную таблицу.

 

 

 

 

 



 

Комментарии