Урок музыки в 7 классе. 11.11.2020

 

Тема: Творчество композиторов-романтиков

Здравствуйте, ребята! Вы уже поняли, что урок наш посвящен композиторам эпохи романтизма.

Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «В мире есть не только нужное и полезное, но и красивое. Перед человеком открылась радость жизни, потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и перепевы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи, услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

Послушайте стихотворение английского поэта Джона Китса (Джон Китс – поэт–романтик, яркий представитель эпохи романтизма, художественного направления в европейской и американской культуре конца XVIII – первой половины XIX века) и скажите, что вы чувствуете?

О, как люблю я в ясный летний час,

Когда заката золото струится

И облаков сребристых вереница

Обласкана зефирами, - хоть раз

Уйти от тягот, что терзают нас

На миг от неотступных дум забыться

            И с просветленною душой укрыться

            В заглохшей чаще, радующей глаз.

«Романтизм» - слово французское. Оно ведет родословную от испанского «романсе» (так называли в средние века испанские романсы, а затем и рыцарский роман), и от английского «романтик» (романтический), означавшего «странное», «живописное», «фантастическое».

Новый стиль в искусстве пришел на смену старому. Романтизм сменил классицизм и коснулся всех видов искусства.

 Это направление имело свои, совершенно новые черты, которые ярко проявились не только в творчестве романтиков, но даже и в их образе жизни.

Поэты, художники, композиторы собираются вместе, читают свои новые литературные произведения, обсуждают все новости искусства, участвуют в художественных дискуссиях, музицируют. Такое творческое общение между людьми разных искусств приводит к обновлению форм и выразительных средств музыкального искусства.

Большой интерес у композиторов того времени вызывают такие жанры, как песня, песня без слов, танец, ноктюрн, баллада, романс. В своих произведениях, пронизанных яркой эмоциональностью и лиризмом, романтики стремятся передать все богатство внутреннего мира человека.

Композиторами – романтиками называют Паганини, Берлиоза, Шумана, Мендельсона, Листа, Верди, Брамса, многих других композитов, и, конечно же, Фридерика Шопена, Грига, Шуберта.

Ребята, чтобы узнать с какими композиторами мы сегодня познакомимся, предлагаю сыграть в игру «Квинта». Квинта – это музыкальный интервал, состоящий из 5 ступеней.

Итак, вам нужно выполнить 5 заданий и угадать композиторов. Все задания выполняются письменно.

Задание 1. Портреты композиторов



 

Первый портрет: польский композитор и пианист, основоположник польской национальной композиторской школы.

Второй портрет: венгеро-немецкий композитор, пианист, педагог, дирижёр, публицист, крупный представитель музыкального романтизма. Был одним из величайших пианистов XIX века.

Третий портрет: немецкий композитор, педагог и влиятельный музыкальный критик. Широко известен как один из выдающихся композиторов эпохи романтизма. Учитель Фридрих Вик был уверен, что он станет лучшим пианистом Европы, но из-за болезни руки ему пришлось оставить карьеру пианиста и посвятить жизнь сочинению музыки.

Четвертый портрет: австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор приблизительно 600 вокальных композиций, девяти симфоний, а также большого количества камерных и сольных фортепианных произведений.

Пятый портрет: Норвежский композитор, пианист, дирижёр, общественный деятель. Испытал значительное влияние норвежской народной культуры.

Задание 2. Краткие сведения из биографии

1.      Этот композитор родился 31 января 1797 г. в Лихтентале близ Вены в семье школьного учителя. Отец и старшие братья обучили его игре на скрипке и фортепиано. Кто он?

2.      Родился 22 октября 1811 г. близ города Шопрон (Венгрия) в семье обедневшего дворянина. Музыке обучался в Вене.

3.      Родился 1 марта 1810 года (по некоторым сведениям, 22 февраля 1810 года) в деревне Желязова-Воля, недалеко от Варшавы. Отец был родом из простой французской семьи и приехал в Польшу заниматься преподавательской деятельностью. В 1810 году был воспитателем у детей графа Скарбека. Мама была дальней родственницей графа Скарбека.

4.      Родился 15 июня 1843 г. в Бергене в семье дипломата. Первой учительницей музыки стала мать, получившая хорошее музыкальное образование.

5.      Родился 8 июня 1810 г. в городе Цвиккау в семье книгоиздателя. Занятия музыкой начал с семи лет.

Задание 3. Перечень наиболее выдающихся произведений.

1.      Одним из самых знаменитых произведений этого композитора и по сей день считается вторая сюита — «Пер Гюнт», в которую вошли пьесы: «Жалоба Ингрид», «Арабский танец», «Возвращение Пера Гюнта на родину», «Песня Сольвейг».

2.      Вокальный цикл "Любовь поэта", Фантазия до мажор, Крейслериана", "Манфред", симфония №3 «Рейнская».

3.       Ноктюрн до-диез минор, посмертный, ноктюрн ми-бемоль мажор, полонез ля-мажор, революционный этюд до-минор, вальс до-диез минор (все произведения фортепианные).

4.      Венгерские рапсодии, 13 симфонических поэм, симфония «Фауст».

5.      Музыкальный момент фа-минор, Экспромт ля-бемоль мажор, "Форель", "Вечерняя серенада", «Аве Мария".

Задание 4. Высказывания великих людей о композиторе

1.      Человек с особой хваткой, превосходным нравом, гений. Личность … можно выразить одним словом: колоссальный.

Альфред Райзенауэр

2.      … прошел среди нас как видение.

Ференц Лист

3.      Воистину в … живет божественная искра.

Л. ван Бетховен

           4.  Это слова композитора: «„Ищи среди своих товарищей таких, которые знают больше, чем ты.“

           5. Это слова композитора: „Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём.“


 Задание 5. Музыкальный фрагмент из произведения композитора.

1.

https://yandex.fr/video/preview?text=фантазия%20до%20мажор%20шумана%20слушать&path=wizard&parent-reqid=1605102854394533-593100195599134939900107-production-apphost-man-web-yp-231&wiz_type=vital&filmId=3185337771

2.

https://yandex.fr/video/preview?text=аве%20мария%20шуберта%20слушать&path=wizard&parent-reqid=1605102686134555-149091967443586727700107-production-app-host-vla-web-yp-31&wiz_type=vital&filmId=15581170382721680387

3.

https://yandex.fr/video/search?text=венгерская+рапсодия+листа+слушать

4.

https://yandex.fr/video/search?text=ноктюрн%20додиез%20минор%20шопена%20слушать

5.

https://yandex.fr/video/preview/?filmId=2838465660769368483&reqid=1605103083488506-1013546981621337810944958sas17005&suggest_reqid=799307998158953034631391417883105&text=сюита+пергюнт+григ+слушать

Итак, давайте подведем итог.

- Каким вы представляете себе человека – романтика?

-Что слушали на уроке?

- С каким композиторами вы познакомились?

- Какие произведения вам известны?

- Что такое романтизм?

- Каких вы знаете композиторов-романтиков?

Домашнее задание. Записать ответы игры «Квинта» (5 заданий – 5 композиторов в разной последовательности). Жду выполненной работы.

До встречи!








Комментарии