Тема: Творчество композиторов-романтиков
Здравствуйте, ребята! Вы
уже поняли, что урок наш посвящен композиторам эпохи романтизма.
Известный советский педагог
В.А.Сухомлинский писал: «В мире есть не только нужное и полезное, но и
красивое. Перед человеком открылась радость жизни, потому, что он услышал шепот
листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и перепевы серебряных
колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели,
ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи, услышал и, затаив
дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
Послушайте стихотворение
английского поэта Джона Китса (Джон Китс – поэт–романтик, яркий представитель
эпохи романтизма, художественного направления в европейской и американской
культуре конца XVIII – первой половины XIX века) и скажите, что вы чувствуете?
О, как люблю я в ясный летний час,
Когда заката золото струится
И облаков сребристых вереница
Обласкана зефирами, - хоть раз
Уйти от тягот, что терзают нас
На миг от неотступных дум забыться
И с
просветленною душой укрыться
В заглохшей чаще, радующей глаз.
«Романтизм» - слово французское.
Оно ведет родословную от испанского «романсе» (так называли в средние века
испанские романсы, а затем и рыцарский роман), и от английского «романтик»
(романтический), означавшего «странное», «живописное», «фантастическое».
Новый
стиль в искусстве пришел на смену старому. Романтизм сменил классицизм и
коснулся всех видов искусства.
Это направление имело свои,
совершенно новые черты, которые ярко проявились не только в творчестве
романтиков, но даже и в их образе жизни.
Поэты, художники, композиторы собираются
вместе, читают свои новые литературные произведения, обсуждают все новости
искусства, участвуют в художественных дискуссиях, музицируют. Такое творческое
общение между людьми разных искусств приводит к обновлению форм и выразительных
средств музыкального искусства.
Большой интерес у композиторов того
времени вызывают такие жанры, как песня, песня без слов, танец, ноктюрн,
баллада, романс. В своих произведениях, пронизанных яркой эмоциональностью и
лиризмом, романтики стремятся передать все богатство внутреннего мира человека.
Композиторами – романтиками называют Паганини,
Берлиоза, Шумана, Мендельсона, Листа, Верди, Брамса, многих других композитов,
и, конечно же, Фридерика Шопена, Грига, Шуберта.
Ребята, чтобы узнать с какими
композиторами мы сегодня познакомимся, предлагаю сыграть в игру «Квинта».
Квинта – это музыкальный интервал, состоящий из 5 ступеней.
Итак, вам нужно выполнить 5 заданий и
угадать композиторов. Все задания выполняются письменно.
Задание 1. Портреты композиторов





Первый портрет: польский композитор и
пианист, основоположник польской национальной
композиторской школы.
Второй портрет: венгеро-немецкий
композитор, пианист, педагог, дирижёр, публицист, крупный представитель
музыкального романтизма. Был одним из величайших пианистов XIX века.
Третий портрет: немецкий композитор,
педагог и влиятельный музыкальный критик. Широко известен как один из
выдающихся композиторов эпохи романтизма. Учитель Фридрих Вик был уверен, что
он станет лучшим пианистом Европы, но из-за болезни руки ему пришлось оставить
карьеру пианиста и посвятить жизнь сочинению музыки.
Четвертый портрет: австрийский композитор,
один из основоположников романтизма в музыке, автор приблизительно 600
вокальных композиций, девяти симфоний, а также большого количества камерных и
сольных фортепианных произведений.
Пятый портрет: Норвежский композитор,
пианист, дирижёр, общественный деятель. Испытал значительное влияние норвежской
народной культуры.
Задание 2. Краткие сведения из биографии
1. Этот
композитор родился 31 января 1797 г. в Лихтентале близ Вены в семье школьного
учителя. Отец и старшие братья обучили его игре на скрипке и фортепиано. Кто
он?
2. Родился
22 октября 1811 г. близ города Шопрон (Венгрия) в семье обедневшего дворянина.
Музыке обучался в Вене.
3. Родился
1 марта 1810 года (по некоторым сведениям, 22 февраля 1810 года) в деревне
Желязова-Воля, недалеко от Варшавы. Отец был родом из простой французской семьи
и приехал в Польшу заниматься преподавательской деятельностью. В 1810 году был
воспитателем у детей графа Скарбека. Мама была дальней родственницей графа
Скарбека.
4. Родился
15 июня 1843 г. в Бергене в семье дипломата. Первой учительницей музыки стала
мать, получившая хорошее музыкальное образование.
5. Родился
8 июня 1810 г. в городе Цвиккау в семье книгоиздателя. Занятия музыкой начал с
семи лет.
Задание
3. Перечень наиболее выдающихся произведений.
1. Одним
из самых знаменитых произведений этого
композитора и по сей день считается вторая сюита — «Пер Гюнт», в которую
вошли пьесы: «Жалоба Ингрид», «Арабский танец», «Возвращение Пера Гюнта на
родину», «Песня Сольвейг».
2. Вокальный
цикл "Любовь поэта", Фантазия до мажор, Крейслериана", "Манфред",
симфония №3 «Рейнская».
3. Ноктюрн до-диез минор, посмертный, ноктюрн
ми-бемоль мажор, полонез ля-мажор, революционный этюд до-минор, вальс до-диез
минор (все произведения фортепианные).
4. Венгерские
рапсодии, 13 симфонических поэм, симфония «Фауст».
5. Музыкальный момент фа-минор, Экспромт ля-бемоль
мажор, "Форель", "Вечерняя серенада", «Аве Мария".
Задание 4.
Высказывания великих людей о композиторе
1.
Человек с особой
хваткой, превосходным нравом, гений. Личность … можно выразить одним словом:
колоссальный.
Альфред
Райзенауэр
2.
… прошел среди
нас как видение.
Ференц Лист
3.
Воистину в …
живет божественная искра.
Л. ван Бетховен
4. Это слова композитора: «„Ищи среди
своих товарищей таких, которые знают больше, чем ты.“
5.
Это слова композитора: „Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается
ни в чём.“
Задание 5. Музыкальный фрагмент из произведения
композитора.
1.
https://yandex.fr/video/preview?text=фантазия%20до%20мажор%20шумана%20слушать&path=wizard&parent-reqid=1605102854394533-593100195599134939900107-production-apphost-man-web-yp-231&wiz_type=vital&filmId=3185337771
2.
3.
https://yandex.fr/video/search?text=венгерская+рапсодия+листа+слушать
4.
https://yandex.fr/video/search?text=ноктюрн%20додиез%20минор%20шопена%20слушать
5.
Итак, давайте подведем итог.
- Каким вы представляете себе человека – романтика?
-Что слушали на уроке?
- С каким композиторами вы познакомились?
- Какие произведения вам известны?
- Что такое романтизм?
- Каких вы знаете композиторов-романтиков?
Домашнее задание. Записать ответы игры «Квинта» (5
заданий – 5 композиторов в разной последовательности). Жду выполненной работы.
До встречи!
Комментарии
Отправить комментарий