Урок музыки в 6 классе. 24.11.2020

 

Тема: Песенный и танцевальный калейдоскоп Донецкого края

 

Здравствуйте, ребята!

Народное музыкальное искусство нашего края имеет многовековые традиции и отражает историю культуры её народа. Вокальное, вокально-инструментальное, музыкально-танцевальное народное творчество отличается жанровым богатством.

Давайте вспомним, какие памятники народной музыки, сохранились до нашего времени? (колядки, песни весеннего цикла…) и семейно-обрядовые песни (свадебные, плачи, детский фольклор, купальские…)

Ни одно предшествующее столетие в культуре не отличалось такой пестротой, обилием противоречий, сложностью взаимоотношения различных по своей направленности тенденций, как XVIII и начало XIX веков. Новые веяния постепенно расшатывали устои старого религиозного мировоззрения, проникая в различные области культуры. Не осталось в стороне от борьбы направлений и церковно-певческое искусство, в котором утверждается стиль партесного многоголосия, постепенно оттеснявший старое одноголосное исполнение. Первые опыты многоголосного исполнения церковных песнопений возникли еще до середины XVII века в рамках знаменного распева, получив наименование строчного пения, многоголосные распевы плотно вошли в вокально-хоровое пение уже в начале XVIII столетия.

 

ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ (partes- голоса) – стиль хоровой многоголосной хоровой музыки XVII- XVIII ст.

Светская музыка развивалась в городах и в крупных помещичьих усадьбах. Богатые помещики содержали крепостные капеллы, оркестры, оперные и балетные труппы. При некоторых усадебных капеллах действовали школы, готовившие музыкантов различных профилей, певцов и артистов балета. Так появилась крепостная интеллигенция.

КРЕПОСТНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ – прослойка людей творческого труда – учёные, художники, музыканты, актёры, писатели, вышедшие из среды крепостных крестьян.

Появление крепостной интеллигенции свидетельствовало о творческой энергии народных масс, которая не угасала даже в условиях тяжёлого социального и национального гнёта. Лишь незначительной части крепостной интеллигенции удавалось освободиться от крепостной зависимости, получить надлежащее образование и достичь вершин мастерства.

Наряду с традиционными видами песенного фольклора возникли новые жанры. Определились основные темы, сюжеты, образы. С народной музыкой и другими видами народного музыкального искусства тесно связан танец, зародившийся в обрядовых действах и постепенно развившийся в самостоятельный вид искусства. В 18-19 веках сформировались национальные особенности народной хореографии, определились типичные танцевальные движения. В народных танцах отражены трудовые процессы, героизм, мужество, семейные взаимоотношения.



Народные праздники и обряды способствовали развитию устного народного творчества, духовному обогащению широких слоев населения. К концу XIX в. особое место в Донбассе приобретает ярмарочная торговля. Ярмарки имели ярко выраженный сельскохозяйственный характер, однако ярмарки всегда сопровождались выступлениями артистов. Только в Бахмуте ежегодно проводилось три ярмарки, в уезде 63. Центрами ярмарок были Камышеваха, Скотоватая, Гришино, Калиновка, Верхнее.

Пёстрая и шумная ярмарка - это и место народных гуляний, и сцена, на которой разворачивается действие, не подвластное ни одному режиссёру. На ярмарке менялись лавки и товары, однако развлечения традиционно оставались одними и теми же.

Домашнее задание: 1) расскажите о хороводах, плясках и скоморохах, происходивших на ярмарочных гуляньях (на выбор, письменно, объем – 0,5 стр.)

2) выполните письменно задание: по опорным словам восстановите текст, как происходило массовое гуляние на празднике.


На городских ярмарках устраивали различные ________________, ставили _________. Выступали на ярмарках __________________. Они показывали различные ________________. В этих гуляньях участвовали горожане победнее: ________________, ______________, ________________ ____,_________. Любимыми забавами были _______________, _________________.
Слова и словосочетания для восстановления текста: ремесленники, представления, соревнования, карусели, скоморохи, небогатые купцы, хороводы, владельцы небольших предприятий, разные служащие, пляски.

3) повторите песню «Во поле береза стояла» и спойте учителю на оценку.
Итак, давайте подведем итог.

Сегодня мы с вами узнали много нового о музыкальной и танцевальной культуре культуры нашего края в ХVІІІ – ХІХ ст. Чувство гордости переполняет каждого из нас о том, что живя в ХХІ веке, мы сохранили наследие наших предков и продолжаем развивать культуру нашего края народную и профессиональную.

Жду выполненных заданий. До встречи!




Комментарии