Тема: Песенный
и танцевальный калейдоскоп Донецкого края
Здравствуйте,
ребята!
Народное
музыкальное искусство нашего края имеет многовековые традиции и отражает
историю культуры её народа. Вокальное, вокально-инструментальное,
музыкально-танцевальное народное творчество отличается жанровым богатством.
Давайте вспомним, какие памятники
народной музыки, сохранились до нашего времени? (колядки, песни весеннего
цикла…) и семейно-обрядовые песни (свадебные, плачи, детский фольклор,
купальские…)
Ни одно
предшествующее столетие в культуре не отличалось такой пестротой, обилием
противоречий, сложностью взаимоотношения различных по своей направленности
тенденций, как XVIII и начало XIX веков. Новые веяния постепенно
расшатывали устои старого религиозного мировоззрения, проникая в различные
области культуры. Не осталось в стороне от борьбы направлений и
церковно-певческое искусство, в котором утверждается стиль партесного
многоголосия, постепенно оттеснявший старое одноголосное исполнение. Первые
опыты многоголосного исполнения церковных песнопений возникли еще до середины
XVII века в рамках знаменного распева, получив наименование строчного пения,
многоголосные распевы плотно вошли в вокально-хоровое пение уже в начале
XVIII столетия.
ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ (partes- голоса) – стиль хоровой
многоголосной хоровой музыки XVII- XVIII ст.
Светская
музыка развивалась в городах и в крупных помещичьих усадьбах. Богатые помещики
содержали крепостные капеллы, оркестры, оперные и балетные труппы. При
некоторых усадебных капеллах действовали школы, готовившие музыкантов различных
профилей, певцов и артистов балета. Так появилась крепостная интеллигенция.
КРЕПОСТНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ – прослойка людей творческого
труда – учёные, художники, музыканты, актёры, писатели, вышедшие из среды
крепостных крестьян.
Появление крепостной
интеллигенции свидетельствовало о творческой энергии народных масс, которая не
угасала даже в условиях тяжёлого социального и национального гнёта. Лишь
незначительной части крепостной интеллигенции удавалось освободиться от
крепостной зависимости, получить надлежащее образование и достичь вершин
мастерства.
Наряду с
традиционными видами песенного фольклора возникли новые жанры. Определились
основные темы, сюжеты, образы. С народной музыкой и другими видами народного
музыкального искусства тесно связан танец, зародившийся в обрядовых действах и
постепенно развившийся в самостоятельный вид искусства. В 18-19 веках
сформировались национальные особенности народной хореографии, определились
типичные танцевальные движения. В народных танцах отражены трудовые процессы,
героизм, мужество, семейные взаимоотношения.
Народные
праздники и обряды способствовали развитию устного народного творчества,
духовному обогащению широких слоев населения. К концу XIX в. особое место в Донбассе приобретает
ярмарочная торговля. Ярмарки имели ярко выраженный сельскохозяйственный характер,
однако ярмарки всегда сопровождались выступлениями артистов. Только в Бахмуте
ежегодно проводилось три ярмарки, в уезде 63. Центрами ярмарок были Камышеваха,
Скотоватая, Гришино, Калиновка, Верхнее.
Пёстрая и шумная
ярмарка - это и место народных гуляний, и сцена, на которой разворачивается
действие, не подвластное ни одному режиссёру. На ярмарке менялись лавки и
товары, однако развлечения традиционно оставались одними и теми же.
Домашнее задание: 1)
расскажите о хороводах, плясках и скоморохах, происходивших на ярмарочных
гуляньях (на выбор, письменно, объем – 0,5 стр.)
2) выполните письменно задание: по опорным словам восстановите
текст, как происходило массовое гуляние на празднике.
На городских ярмарках устраивали различные
________________, ставили _________. Выступали на ярмарках __________________.
Они показывали различные ________________. В этих гуляньях участвовали горожане
победнее: ________________, ______________, ________________ ____,_________. Любимыми забавами были _______________,
_________________.
Слова и словосочетания для
восстановления текста: ремесленники,
представления, соревнования, карусели, скоморохи, небогатые купцы, хороводы,
владельцы небольших предприятий, разные служащие, пляски.
3) повторите
песню «Во поле береза стояла» и спойте учителю на оценку.
Итак, давайте подведем итог.
Сегодня мы с вами узнали много нового о музыкальной и танцевальной культуре культуры нашего края в ХVІІІ – ХІХ ст. Чувство гордости переполняет каждого из нас о том, что живя в ХХІ веке, мы сохранили наследие наших предков и продолжаем развивать культуру нашего края народную и профессиональную.
Жду
выполненных заданий. До встречи!
Комментарии
Отправить комментарий