Урок музыки для 5 класса, 6 ноября 2020 год

 

Урок музыки. 5 класс

Тема: Фольклор в музыке русских композиторов


Здравствуйте, ребята!

На прошлых уроках мы убедились, как много потеряла бы музыка, если не было литературы (во что превратились бы песни - вокализы; появились ли оперы и балеты).

Теперь посмотрим: только ли музыка нужна литературе или литературе также нужна музыка.

Музыка обогащает литературу не только превращая стихи в песню. Писателями и поэтами написано очень много различных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке. Это прежде всего сказки, которые можно назвать "Музыкальными сказками".

Давайте вспомним поэму А.С. Пушкин "Руслан и Людмила". Какими словами она начинается?

«У лукоморья дуб зеленый                                                                         

Златая цепь на дубе том

И днем, и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет на право - песнь заводит,

На лево - сказку говорит…»

Вот как подчеркнул Пушкин близость песни (музыки) к сказке (литературе), их не расторжимую связь. Музыка "звучит" во многих сказках у всех народов мира.

Ребята, к какому жанру относятся сказки, былины, сказания? (фольклор) 

Давайте вспомним, что такое фольклор?

Фольклор – устное народное творчество, зародившееся в глубокой древности. Произошло от английского слова -  folklore — «народная мудрость». Русские композиторы часто в своем творчестве обращались к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям.

И не случайно мы сегодня с вами будем говорить о композиторе А. К. Лядове. Ведь основу его творчества составляют симфонические миниатюры на сюжеты русского фольклора.

Анатолий Константинович Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Он был прекрасным композитором и прекрасным пианистом.
Большой популярностью пользовались три тетради «Детских песен» А. К. Лядова, в основу которых легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров, заклинаний, прибауток, присказок.
Сказочные мотивы особенно ярко проявились в его позднем творчестве. Волшебный мир сказки вдохновлял композитора. Автор говорил: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив».
Прослушайте фрагмент музыкального произведения и скажите, куда мы с вами попали?

Как можно описать это место? Каких сказочных героев вы услышали в этом произведении?

Давайте все по порядку.

Это сказочное место, скорей всего это сказочный лес, который наполнен сказочными героями. И, герои прежде всего, разные, в начале мы можем услышать много завораживающих звуков, но они нейтрального характера, в середине произведения появляется герой, довольно с отрицательными чертами характера, и это нам подсказывают музыкальные звуки. Давайте выделим этот появившийся образ отдельно и попробуем дать ему характеристику.

Этот персонаж – Кикимора.

Как музыка нам показала этого героя?

А вы знаете кто такая Кикимора?

Давайте поближе познакомимся с этим сказочным персонажем. 

В восточнославянской мифологии – это один из видов домового. Злой дух в облике карлика или маленькой женщины, голова у которого с напёрсток и тело тонкое, как соломинка. Кикимора живёт в доме за печью и занимается прядением и ткачеством, а также проказит по ночам с веретеном и прялкой хозяев дома (например, рвёт пряжу).

Название «кикимора» - сложное слово, вторая часть которого – имя злого духа Мары (моры).

Кикимора болотная (лесная) – жена лешего, которая живёт в лесу или болоте.  Предстает перед нами в образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, одетой в лохмотья, неряшливой и чудаковатой.

Литературной основой при написании «Кикиморы» для А. Лядова стало одно из сказаний, записанных собирателем фольклора И. Сахаровым: 

 «…Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова-то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной…».

А написал это яркое произведение Анатолий Константинович Лядов (1855- 1914г.г.) -  ученик русского композитора сказочника Н. А. Римского-Корсакова, создал несколько симфонических миниатюр (небольших пьес) на фольклорные сюжеты.

Симфоническая миниатюра – небольшая пьеса для симфонического оркестра.

Если бы вы были композиторами, какую музыку вы бы сочинили на этот сюжет?

Давайте еще раз прослушаем это произведение.

https://yandex.fr/video/preview/?text=лядов+кикимора+слушать&path=wizard&parent-reqid=1604646743151117-1354378153837282350600107-production-app-host-man-web-yp-258&wiz_type=vital&autoplay=1&filmId=6620817390456171317&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DtS0rngAj3Sk

Понравилась ли вам эта сказочная картина? Что именно понравилось вам в музыке?   И все-таки сказочный персонаж А.К. Лядова Кикимора – злой или добрый?

Ребята, а интересно было бы жить если бы не было сказок?

Я предлагаю вам разучить песню «Дорогою добра»

https://yandex.fr/video/preview?text=дорогою%20добра%20песня%20слушать&path=wizard&parent-reqid=1604647506196384-1031915223062651923800274-production-app-host-sas-web-yp-36&wiz_type=vital&autoplay=1&filmId=10082645560749771283

 

Выучите слова этой песни:

Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой?

Куда по свету белому отправиться с утра?

Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!

Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!

 

Забудь свои заботы, падения и взлеты,

Не хнычь, когда судьба себя ведет, не как сестра,

А если с другом худо - не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда иди дорогою добра!

А если с другом худо - не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда иди дорогою добра!

 

Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов,

Не забывай, что эта жизнь - не детская игра!

И прочь гони соблазны, усвой закон негласный

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!

И прочь гони соблазны, усвой закон негласный

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!

 

Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой?

Куда по свету белому отправиться с утра?

Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!

Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!

 

Теперь спойте песню под музыку:

https://x-minus.me/track/125364/дорогою-добра

 

Итак, давайте подведем итог:

- С творчеством какого композитора вы познакомились сегодня?

- Какое произведение А.К. Лядова вы узнали и послушали?

- Кто такая Кикимора?

- Какой предстала перед вами Кикимора в этом произведении?

- Какую песню вы сегодня разучили?

 Домашнее задание выполнить до 13.11

Дома изобразить образ «кикиморы» на бумаге с помощью карандашей и красок и принести учителю.

Законспектировать в тетрадь выделенные слова.

Выучить 1 куплет песни «Дорогою добра».

 

Урок окончен. До свидания.

 






Комментарии