Тема: Вторая жизнь песни
Здравствуйте,
ребята!
Давайте
повторим основные моменты предыдущего урока:
-
С творчеством каких композиторов мы знакомились?
-
Дайте определения: песня без слов, баркарола.
Наш сегодняшний урок тоже будет связан с
вокальной музыкой и в частности с песнями. Песнями, авторами которых является
русский народ.
Вам уже известно, что народная музыка, как
и народные сказки, былины, пословицы, долгое время передавались устно, «из уст
в уста» и только в 18 веке впервые стали изучать и записывать народные песни,
появились сборники народных песен. Широкое отражение народная песня нашла и в
русской профессиональной музыке: опере, симфонии, концерте…
Михаил
Иванович Глинка говорил: «Создаёт музыку народ, а мы, художники, только
её аранжируем».
-
Как вы думаете, что подразумевал Глинка, говоря такие слова?
-
Да, Глинка считал, что главная композиторская роль принадлежит народу.
Многие
русские композиторы, такие как Чайковский, Римский-Корсаков, Лядов и другие
обращались в своём творчестве к народным мотивам, героям, образам.
И сегодня мы узнаем, каким же образом композиторы использовали русское народное
музыкальное творчество в своих произведениях.
- Пётр Ильич Чайковский сочинил свою «Камаринскую». Давайте её послушаем.
-
Ребята, скажите мне, в данном произведении слышен русский народный колорит?
-
А сейчас мы послушаем эту же «Камаринскую», но в ней кое-что изменилось. А что?
Вы скажите сами.
-
Ребята, что изменилось в звучании произведения?
-
Правильно. Изменился исполнитель. Когда композитор сочиняет произведение для
определённого исполнителя, а потом это же произведение хотят исполнить другие,
тогда делается ПЕРЕЛОЖЕНИЕ произведения.
Переложение
может делать как сам автор, так и другой композитор или исполнитель. Итак,
Переложение – обработка
музыкального произведения для иного по сравнению с оригиналом состава
исполнителей.
-
Сейчас мы послушаем фрагмент финала
симфонии №4 П.И.Чайковского. В данной симфонии композитор использовал мотив
русской народной песни, немного её изменив.
https://yandex.fr/video/preview?filmId=6527517828292438188&reqid=1605868032147212-151618320459748300154man25164&suggest_reqid=799307998158953034681382085125322&text=чайковский+4+симфония+финал+слушать
-
Мотив какой народной песни вы услышали?
-
Вот такой способ использования песни называется ОБРАБОТКА, т.е. композитор
обрабатывает мелодию, изменяя её, но при этом она остаётся узнаваемой.
Обработка
– изменение музыки с целью её усовершенствования
-
Ребята, переложение и обработка музыки, это способы её аранжировки. Давайте
вспомним слова Михаила Ивановича Глинки: «Создаёт музыку народ, а мы,
художники, только её аранжируем». И давайте ответим на вопрос – Для
чего композиторы аранжируют музыку?
-
Итак, перейдём к вокальной работе. Повторите слова песни «Дорогою добра».
Спойте эту песню под музыку.
-
Давайте подведём итог нашего урока. Какие новые слова вы сегодня узнали?
-
Как вы считаете, нужно ли использовать народную музыку для появления новых
музыкальных произведений?
Домашнее
задание
Законспектируйте в тетрадь выделенные слова.
Узнайте,
что такое «камаринская» и запишите в тетрадь.
Спойте
песню учителю на оценку.
-
Спасибо за урок.. До свидания.
Комментарии
Отправить комментарий