Урок музыки в 5 классе. 20.11.2020

Тема: Вторая жизнь песни

Здравствуйте, ребята!

Давайте повторим основные моменты предыдущего урока:

- С творчеством каких композиторов мы знакомились? 

- Дайте определения: песня без слов, баркарола.

 

Наш сегодняшний урок тоже будет связан с вокальной музыкой и в частности с песнями. Песнями, авторами которых является русский народ.

Вам уже известно, что народная музыка, как и народные сказки, былины, пословицы, долгое время передавались устно, «из уст в уста» и только в 18 веке впервые стали изучать и записывать народные песни, появились сборники народных песен. Широкое отражение народная песня нашла и в русской профессиональной музыке: опере, симфонии, концерте…

Михаил Иванович Глинка говорил: «Создаёт музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем».

- Как вы думаете, что подразумевал Глинка, говоря такие слова?

- Да, Глинка считал, что главная композиторская роль принадлежит народу.

Многие русские композиторы, такие как Чайковский, Римский-Корсаков, Лядов и другие обращались в своём творчестве к народным мотивам, героям, образам. И сегодня мы узнаем, каким же образом композиторы использовали русское народное музыкальное творчество в своих произведениях.

- Пётр Ильич Чайковский сочинил свою «Камаринскую». Давайте её послушаем.

https://yandex.fr/video/preview?text=камаринская%20чайковский%20слушать&path=wizard&parent-reqid=1605867799584738-82349470346572420800163-production-app-host-vla-web-yp-68&wiz_type=vital&autoplay=1&filmId=3933663603819321626

 

- Ребята, скажите мне, в данном произведении слышен русский народный колорит?

- А сейчас мы послушаем эту же «Камаринскую», но в ней кое-что изменилось. А что? Вы скажите сами.

https://yandex.fr/video/preview/?text=камаринская+чайковский+слушать&path=wizard&parent-reqid=1605867799584738-82349470346572420800163-production-app-host-vla-web-yp-68&wiz_type=vital&autoplay=1&filmId=10774063759583919059&u

- Ребята, что изменилось в звучании произведения?

- Правильно. Изменился исполнитель. Когда композитор сочиняет произведение для определённого исполнителя, а потом это же произведение хотят исполнить другие, тогда делается ПЕРЕЛОЖЕНИЕ произведения.

Переложение может делать как сам автор, так и другой композитор или исполнитель. Итак,

Переложение – обработка музыкального произведения для иного по сравнению с оригиналом состава исполнителей.

- Сейчас мы послушаем фрагмент финала симфонии №4 П.И.Чайковского. В данной симфонии композитор использовал мотив русской народной песни, немного её изменив.

 

https://yandex.fr/video/preview?filmId=6527517828292438188&reqid=1605868032147212-151618320459748300154man25164&suggest_reqid=799307998158953034681382085125322&text=чайковский+4+симфония+финал+слушать

- Мотив какой народной песни вы услышали?

- Вот такой способ использования песни называется ОБРАБОТКА, т.е. композитор обрабатывает мелодию, изменяя её, но при этом она остаётся узнаваемой.

 Обработка – изменение музыки с целью её усовершенствования

- Ребята, переложение и обработка музыки, это способы её аранжировки. Давайте вспомним слова Михаила Ивановича Глинки: «Создаёт музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем». И давайте ответим на вопрос – Для чего композиторы аранжируют музыку?

 

- Итак, перейдём к вокальной работе. Повторите слова песни «Дорогою добра». Спойте эту песню под музыку.

 

- Давайте подведём итог нашего урока. Какие новые слова вы сегодня узнали?

- Как вы считаете, нужно ли использовать народную музыку для появления новых музыкальных произведений?

Домашнее задание

Законспектируйте в тетрадь выделенные слова.

Узнайте, что такое «камаринская» и запишите в тетрадь.

Спойте песню учителю на оценку.

- Спасибо за урок.. До свидания.

 


Комментарии