Тема: Выразительные свойства мелодии
Здравствуйте,
ребята! Вспомните: как называется главная мысль, которая есть в любом
музыкальном произведении? (Мелодия).
Запомните,
ребята: Мелодия – это последовательное
сочетание звуков различной высоты.
Предлагаю
поиграть в игру «Поющие окна». Ведите пальцем по линии силуэта рисунка и спойте
его звуком, указанным в углу слева.
о |
а
|
у |
Молодцы,
ребята!
- На уроках чтения вам учитель выразительно
читает стихотворение. А как вы
понимаете, что такое выразительное чтение? Что нужно сделать, чтобы прочитать выразительно? (Поменять темп, голос, высоту звука)
Итак, ребята. Регистр – средство музыкальной выразительности.
Послушайте стихотворение.
Вышел из лесу медведь,
Начал топать и реветь. (чтение
низким голосом)
-Чем ты, мишка, огорчен? (чтение
высоким голосом)
-Мне приснился страшный сон, (чтение
низким голосом)
Видел девочку Алину -
В роще съела всю малину!
Чтобы выразительно прочитать стихотворение,
какой прием мы использовали? (Смена высоты голоса).
Итак, регистр
– это высота звука.
Посмотрите на картинки, как вы думаете,
какой бывает регистр? (Регистр бывает высокий, средний, низкий). Определите,
какая картинка с низким регистром.
Следующее средство музыкальной
выразительности это - темп. Чтобы узнать, что оно означает, послушайте
стихотворение.
Солнце в небе золотится. (медленная
скорость чтения)
Ввысь летит большая птица,
Закрывая нам крылом (постепенное
ускорение скорости чтения)
Солнце в небе голубом.
Эта птица – самолет, (быстрая
скорость чтения)
Он отправился в полет.
Что изменялось в стихотворении? (Скорость).
Итак, слово «темп» обозначает скорость. Темп бывает медленный,
умеренный, быстрый.
Ребята, автомобиль – это
быстрый темп или медленный? А черепаха?
А теперь мы узнаем, что такое динамика.
Послушайте стихотворение и подумайте, что меняется в нём.
Скажи погромче (громкое чтение)
Слово "Гром" -
Грохочет слово,
Словно гром.
Скажи потише: (тихое чтение)
"Шесть мышат" -
И сразу мыши
Зашуршат.
В стихотворении менялась громкость и сила звука.
Так что означает понятие динамика?
Динамика
- это сила музыки. Динамика бывает громкой и тихой. На
музыкальном языке громко называется «форте», а тихо «пиано». Как вы думаете,
мышка – это громко или тихо? А гром?
А теперь мы на своём личном примере
покажем, как может меняться динамика, с помощью динамической минутки.
Ветер дует нам в лицо (дети машут в
лицо ладонями)
Закачалось деревцо (руки вверх,
покачивание из стороны в сторону)
Ветер тише, тише, тише (дети приседают)
Деревцо всё выше, выше (встают,
постепенно поднимаю руки к верху).
Молодцы,
ребята. Итак, какие 3 свойства музыкальной выразительности мы выучили?
Давайте
попробуем их определить, послушав произведение Петра Ильича Чайковского.
Вспомните, это
песня, танец или марш? Из какого цикла фортепианных пьес это произведение?
- Как звучал марш?
- Какой темп был? (подвижный, быстрый)
- Какой характер? (радостный)
- А какой регистр был: высокие ноты звучали, средние или низкие? (высокие и
средние)
- Почему композитор назвал пьесу «Марш деревянных солдатиков»?
- Могут ли под него маршировать настоящие солдаты? (нет, не могут)
- Почему? (потому что марш звучит быстро,
солдатам настоящим будет трудно маршировать под такую музыку).
- Можем ли мы напеть мелодию? Как мы будем
петь – громко или тихо?
А теперь давайте повторим песню «Два веселых гуся»,
используя средства музыкальной выразительности.
Итак, ребята, какие понятия мы сегодня
выучили? (Средства музыкальной выразительности).
Для чего они нужны в музыке? (Для того, чтобы музыка была разнообразной, интересной,
яркой, неповторимой.)
Дома, если у вас получилось сыграть в игру
«Поющие окна», разукрасьте картинки и принесите учителю.
Вы сегодня отлично
поработали, спасибо вам за урок.
Комментарии
Отправить комментарий