Урок музыки в 1 классе. 30.11.2020


Тема: Выразительные свойства мелодии

Здравствуйте, ребята! Вспомните: как называется главная мысль, которая есть в любом музыкальном произведении? (Мелодия).

Запомните, ребята: Мелодия – это последовательное сочетание звуков различной высоты.

Предлагаю поиграть в игру «Поющие окна». Ведите пальцем по линии силуэта рисунка и спойте его звуком, указанным в углу слева.


о



а

у



Молодцы, ребята!

- На уроках чтения вам учитель выразительно читает стихотворение. А как вы понимаете, что такое выразительное чтение? Что нужно сделать, чтобы прочитать выразительно? (Поменять темп, голос, высоту звука)

Итак, ребята. Регистр – средство музыкальной выразительности.

Послушайте стихотворение.

Вышел из лесу медведь,

Начал топать и реветь. (чтение низким голосом)

-Чем ты, мишка, огорчен? (чтение высоким голосом)

-Мне приснился страшный сон, (чтение низким голосом)

Видел девочку Алину -

В роще съела всю малину!

Чтобы выразительно прочитать стихотворение, какой прием мы использовали? (Смена высоты голоса).

Итак, регистр – это высота звука.

Посмотрите на картинки, как вы думаете, какой бывает регистр? (Регистр бывает высокий, средний, низкий). Определите, какая картинка с низким регистром.

Следующее средство музыкальной выразительности это - темп. Чтобы узнать, что оно означает, послушайте стихотворение.

Солнце в небе золотится. (медленная скорость чтения)

Ввысь летит большая птица,

Закрывая нам крылом (постепенное ускорение скорости чтения)

Солнце в небе голубом.

Эта птица – самолет, (быстрая скорость чтения)

Он отправился в полет.

Что изменялось в стихотворении? (Скорость).

Итак, слово «темп» обозначает скорость. Темп бывает медленный, умеренный, быстрый.

Ребята, автомобиль – это быстрый темп или медленный? А черепаха?

А теперь мы узнаем, что такое динамика. Послушайте стихотворение и подумайте, что меняется в нём.

Скажи погромче (громкое чтение)

Слово "Гром" -

Грохочет слово,

Словно гром.

Скажи потише: (тихое чтение)

"Шесть мышат" -

И сразу мыши

Зашуршат.

 В стихотворении менялась громкость и сила звука.

Так что означает понятие динамика?

Динамика - это сила музыки. Динамика бывает громкой и тихой. На музыкальном языке громко называется «форте», а тихо «пиано». Как вы думаете, мышка – это громко или тихо? А гром?

А теперь мы на своём личном примере покажем, как может меняться динамика, с помощью динамической минутки.

 Ветер дует нам в лицо (дети машут в лицо ладонями)

Закачалось деревцо (руки вверх, покачивание из стороны в сторону)

Ветер тише, тише, тише (дети приседают)

Деревцо всё выше, выше (встают, постепенно поднимаю руки к верху).

Молодцы, ребята. Итак, какие 3 свойства музыкальной выразительности мы выучили?

Давайте попробуем их определить, послушав произведение Петра Ильича Чайковского.

Вспомните, это песня, танец или марш? Из какого цикла фортепианных пьес это произведение?

https://yandex.fr/video/preview?text=марш%20деревянных%20солдатиков%20слушать&path=wizard&parent-reqid=1606114568957666-715416707601087423100163-production-app-host-vla-web-yp-264&wiz_type=vital&autoplay=1&filmId=12245849196581709580

 

- Как звучал марш?

- Какой темп был? (подвижный, быстрый)

- Какой характер? (радостный)

- А какой регистр был: высокие ноты звучали, средние или низкие? (высокие и средние)

- Почему композитор назвал пьесу «Марш деревянных солдатиков»?

- Могут ли под него маршировать настоящие солдаты? (нет, не могут)

- Почему? (потому что марш звучит быстро, солдатам настоящим будет трудно маршировать под такую музыку).

- Можем ли мы напеть мелодию? Как мы будем петь – громко или тихо?

 

А теперь давайте повторим песню «Два веселых гуся», используя средства музыкальной выразительности.

https://yandex.fr/video/preview?text=два%20весёлых%20гуся%20песенки%20для%20детей&path=wizard&parent-reqid=1606116131211121-766970466818731091400163-pro

 

Итак, ребята, какие понятия мы сегодня выучили? (Средства музыкальной выразительности).

Для чего они нужны в музыке? (Для того, чтобы музыка была разнообразной, интересной, яркой, неповторимой.)

Дома, если у вас получилось сыграть в игру «Поющие окна», разукрасьте картинки и принесите учителю.

Вы сегодня отлично поработали, спасибо вам за урок. 

 

 


Комментарии