Тема: Мелодия – главный носитель содержания в музыке.
Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы
определили, что по ритму можно различать имена. Для проверки знания предлагаю
выполнить задание:
Соедините
стрелками имена и соответствующие им схемы. Это задание принесете учителю (у
каждого оно лежит в дневнике)
!
! ! Олег
!
! ! ! ! Дима
!
! Юлия
!
! ! ! Наташа
!
! ! Петр
!
! ! ! Виктория
!
! Валентина
! Константин
!
! ! Екатерина
Ребята, вспомните, была
ли в жизни у вас такая ситуация, что какой – либо мотив никак не уходит из
памяти, и вы его постоянно напеваете и «мурлычите» себе под нос, идя домой или
гулять?
Оказывается, это вы «мурлычите» себе под
носик – мелодию. Какая бы музыка не звучала – танец, песня, марш, грустная или
весёлая, мы всегда выделяем мелодию, именно её мы и можем напеть.
Мелодия – это главная мысль любого
произведения. Давайте убедимся, что мелодия есть в любом произведении.
Сегодня мы послушаем три
произведения знаменитого русского композитора Петра Ильича Чайковского.
Эти пьесы будут из фортепианного цикла,
который называется «Детский альбом».
- Как вы думаете, почему композитор назвал
его «Детским»? (наверно будет рассказывать о детях)
Цикл этот состоит из 24 пьес, и посвятил
композитор его своему племяннику Володе Давыдову.
Первая пьеса, с которой мы познакомимся, называется «Марш деревянных
солдатиков».
- А что такое марш и что под него делают?
(это музыка, под которую шагают)
Значит, мы должны услышать интонации шага.
Сейчас, пока будет звучать музыка, вы
попробуете своими пальчиками изобразить шагающих солдатиков.
- Как звучал марш?
- Какой темп был? (подвижный, быстрый)
- Какой характер? (радостный)
- А какой регистр был: высокие ноты звучали, средние или низкие? (высокие и
средние)
- Почему композитор назвал пьесу «Марш деревянных солдатиков»?
- Могут ли под него маршировать настоящие солдаты? (нет, не могут)
- Почему? (потому что марш звучит быстро,
солдатам настоящим будет трудно маршировать под такую музыку).
- Можем ли мы напеть мелодию? Попробуйте.
А сейчас мелодию будем искать в танце, который называется «Вальс».
- Что такое вальс? Как его танцуют? (вальс танцуют парами, кружатся)
Пока будет звучать вальс, предлагаю станцевать
под эту музыку.
- Какие движения вы подберёте?
- Как звучит вальс? (движения полёта,
кружения, лёгкости, подвижно…)
https://yandex.fr/video/preview/?filmId=14013324192760699134&text=детский+альбом+вальс+слушать&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DKi6j9H2oSo
А теперь вас ждёт самая сложная задача, мы
будем искать мелодию в пьесе «Сладкая грёза». Это песня, где петь будут не
голосом, а поёт инструмент – фортепиано.
- А что такое грёзы? (мечты, раздумья,
воспоминания)
Представьте, что в руках у вас скрипка.
- Покажите, как будете играть на
инструменте?
Исполните эту мечтательную пьесу на
скрипке.
- С каким настроением вы будете играть?
- Как звучит пьеса? (ласковая, мечтательная, спокойная, грустная пьеса)
url=http%3A%2F%2Fwyandex.fr/video/preview/?filmId=9927566578790945494&text=детский+альбом+вальс+слушать&ww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3D_LWbc6l1B9k
А теперь, ищем мелодию.
Молодцы, мы нашли с вами мелодии в таких разных пьесах. Мелодия есть и в
маршах, и в танцах, и в песнях. Убедились в этом?
Итак, ребята, что мы делали сегодня на уроке? (мы доказывали, что мелодия
есть в любом произведении)
- Что такое мелодия? (это душа музыки, то, что мы можем напеть)
- В каких пьесах мы искали мелодию? (марш, вальс и сладкая грёза)
- Кто написал эти пьесы? (П.И.Чайковский)
- Из какого цикла пьесы? (Детский альбом)
- Кому посвятил композитор цикл? (своему племяннику, Володе Давыдову)
А сейчас выучите песню В Шаинского «Два веселых гуся»
Вы сегодня молодцы! До встречи!
Комментарии
Отправить комментарий