Урок музыки в 1 классе. 23.11.2020

Тема: Мелодия – главный носитель содержания в музыке.

Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы определили, что по ритму можно различать имена. Для проверки знания предлагаю выполнить задание:

Соедините стрелками имена и соответствующие им схемы. Это задание принесете учителю (у каждого оно лежит в дневнике)

! ! !                      Олег

! ! ! ! !                  Дима

! !                         Юлия

! ! ! !                    Наташа

! ! !                      Петр

! ! ! !                    Виктория

! !                         Валентина

!                           Константин

! ! !                       Екатерина

 

Ребята, вспомните, была ли в жизни у вас такая ситуация, что какой – либо мотив никак не уходит из памяти, и вы его постоянно напеваете и «мурлычите» себе под нос, идя домой или гулять?

Оказывается, это вы «мурлычите» себе под носик – мелодию. Какая бы музыка не звучала – танец, песня, марш, грустная или весёлая, мы всегда выделяем мелодию, именно её мы и можем напеть.

Мелодия – это главная мысль любого произведения. Давайте убедимся, что мелодия есть в любом произведении.

Сегодня мы послушаем три произведения знаменитого русского композитора Петра Ильича Чайковского.


Эти пьесы будут из фортепианного цикла, который называется «Детский альбом».

- Как вы думаете, почему композитор назвал его «Детским»? (наверно будет рассказывать о детях)

Цикл этот состоит из 24 пьес, и посвятил композитор его своему племяннику Володе Давыдову.

 Первая пьеса, с которой мы познакомимся, называется «Марш деревянных солдатиков».

- А что такое марш и что под него делают? (это музыка, под которую шагают)

Значит, мы должны услышать интонации шага.

Сейчас, пока будет звучать музыка, вы попробуете своими пальчиками изобразить шагающих солдатиков.

https://yandex.fr/video/preview?text=марш%20деревянных%20солдатиков%20слушать&path=wizard&parent-reqid=1606114568957666-715416707601087423100163-production-app-host-vla-web-yp-264&wiz_type=vital&autoplay=1&filmId=12245849196581709580

 

- Как звучал марш?

- Какой темп был? (подвижный, быстрый)

- Какой характер? (радостный)

- А какой регистр был: высокие ноты звучали, средние или низкие? (высокие и средние)

- Почему композитор назвал пьесу «Марш деревянных солдатиков»?

- Могут ли под него маршировать настоящие солдаты? (нет, не могут)

- Почему? (потому что марш звучит быстро, солдатам настоящим будет трудно маршировать под такую музыку).

- Можем ли мы напеть мелодию? Попробуйте.

 

А сейчас мелодию будем искать в танце, который называется «Вальс».

- Что такое вальс? Как его танцуют? (вальс танцуют парами, кружатся)

Пока будет звучать вальс, предлагаю станцевать под эту музыку.

- Какие движения вы подберёте?

- Как звучит вальс? (движения полёта, кружения, лёгкости, подвижно…)

 

https://yandex.fr/video/preview/?filmId=14013324192760699134&text=детский+альбом+вальс+слушать&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DKi6j9H2oSo

 

А теперь вас ждёт самая сложная задача, мы будем искать мелодию в пьесе «Сладкая грёза». Это песня, где петь будут не голосом, а поёт инструмент – фортепиано.

- А что такое грёзы? (мечты, раздумья, воспоминания)

Представьте, что в руках у вас скрипка.

- Покажите, как будете играть на инструменте?

Исполните эту мечтательную пьесу на скрипке.

- С каким настроением вы будете играть?

- Как звучит пьеса? (ласковая, мечтательная, спокойная, грустная пьеса)

 

url=http%3A%2F%2Fwyandex.fr/video/preview/?filmId=9927566578790945494&text=детский+альбом+вальс+слушать&ww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3D_LWbc6l1B9k

 

А теперь, ищем мелодию.

Молодцы, мы нашли с вами мелодии в таких разных пьесах. Мелодия есть и в маршах, и в танцах, и в песнях. Убедились в этом?

Итак, ребята, что мы делали сегодня на уроке? (мы доказывали, что мелодия есть в любом произведении)

- Что такое мелодия? (это душа музыки, то, что мы можем напеть)

- В каких пьесах мы искали мелодию? (марш, вальс и сладкая грёза)

- Кто написал эти пьесы? (П.И.Чайковский)

- Из какого цикла пьесы? (Детский альбом)

- Кому посвятил композитор цикл? (своему племяннику, Володе Давыдову)

А сейчас выучите песню В Шаинского «Два веселых гуся»

https://yandex.fr/video/preview?text=два%20весёлых%20гуся%20песенки%20для%20детей&path=wizard&parent-reqid=1606116131211121-766970466818731091400163-pro

 

Вы сегодня молодцы! До встречи!



Комментарии